Всего было построено шесть таких подводных лодок, которые получили прозвища «водовоз» и «плавучий «Хилтон» из-за высоты, равной девятиэтажному дому, и необычного устройства. Каждая субмарина некогда перевозила 200 ядерных боеголовок. Причины списания не вполне ясны.

Подводная лодка «Дмитрий Донской» больше не входит в состав вооружённых сил России. сообщилВПК сообщил о планах утилизации подводной лодки, которая была введена в строй ВМФ в 1980 году (реальная морская служба началась на год позже). За 42 года ее перевооружали для испытаний ракеты «Булава» в 2002 году, а в 2017-2018 годах сообщалось о ее заводском ремонте. Несмотря на… недавний ремонтСписание лодки может сигнализировать о таинственных трудностях в её эксплуатации.
Последняя действующая субмарина такого класса — крупнейшая подлодка мира. Длина ее составляет 172 метра, ширина — 23,3 метра. Высота сравнима с девятиэтажным домом. Максимальная скорость при погружении достигает 50 километров в час. Мощность двух атомных реакторов (тепловая) равна 0,38 гигаватта. С экипажем из 165 человек она могла плавать автономно 120 суток.

Подводные лодки проекта 941 «Акула» строили с 1981 по 1989 год. По многим признакам — совершенно особенные среди всех атомных подводных лодок. Обычно у них два корпуса: прочный внутренний и легкий внешний. Между ними находятся балластные цистерны, наполнение которых позволяет погружать субмарину.

Лодка «Акула» обладает пятью прочными корпусами из титана, соединенными специальными переходами. Это повышает живучесть судна в случае чрезвычайных ситуаций. У нее также необычайно большой объем балластных цистерн: при погружении водоизмещение составляет 48 тысяч тонн, и примерно половина этого объема приходится на воду. Из-за этого субмарину именовали «водовоз» иронично.

Огромные размеры, прочность и запас плавучести делали лодку более дорогой, но давали ей возможности, отсутствующие у других судов. Запас плавучести позволял субмарине, прижавшись к полярному льду и продув цистерны, взламывать корпусом лед толщиной до двух с половиной метров. Это позволяло находиться в любой точке Северного Ледовитого океана, что затрудняло обнаружение флотами других стран. Лодки других государств не способны проламывать такой толстый лед. В 1995 году лодка такого типа провела всплытие и стрельбу с Северного полюса (о чём есть фильм).
К тому же, габариты подлодки обеспечивали ей большую автономность и благоприятные условия проживания. В таких субмаринах были не только сауна, но и бассейн (правда, очень скромный), а также тренажерный зал (теоретически это полезно в длительных плаваниях, снижающих физическую форму экипажа). Из-за удобств для жизни подводников субмарину в флоте называли «плавучим «Хилтоном».

В российском флоте АПЛ проекта «Борей» и «Борей-А» выполняют сходную функцию.
По водоизмещению они в два раза меньше «Акул», поэтому оснащены одним реактором, аналогичным тем, что стояли на «Акулах». Носят 16 ракет «Булава» с шестью до десяти боеголовками каждая, что теоретически позволяет нести 96-160 боеголовок. Одна «Акула» могла нести 200 боеголовок. Кроме того, новые лодки заметно тише. Таким образом, по соотношению водоизмещения к боевым возможностям новые АПЛ выглядят несколько лучше. На сегодня флоту передано пять подобных лодок, еще пять строятся.
Срок автономного плавания «Борея» составляет 90 суток, что на месяц короче, чем у «Акул». Возможно, способность пробивать лед перед всплытием (такое пробитие необходимо для начала ракетных стрельб) тоже будет несколько меньше.