Изучая проект «Росатома» по возведению фабрики литиевых батарей под Калининградом, Naked Science обнаружил захватывающую историю с элементами детективной линии. В ней присутствуют получение грантов от правительства США, неудачные банкротства и хитроумные поглощения фирм друг другом. Рассказываем о развитии электромобильных технологий в России.

В мае «Коммерсантъ» опубликовалИнформацию о строительстве и запуске завода по производству литий-ионных батарей в Калининградской области опубликовала новость, где указано, что общая сумма составит более 26 миллиардов рублей. За три года «Росатом» совместно с не названым акционером внесут чуть больше пары миллиардов рублей каждый, еще пять привлекут из регионального бюджета, остальная часть — кредитные средства. Планируется запуск площадки в 2025 году, начальная мощность составит четыре гигаватт-часа суммарной емкости выпускаемых аккумуляторных ячеек в год. Потенциально ее можно увеличить почти вчетверо.
Батареи предназначатся для легковых и коммерческих электромобилей. Продавать их планируют как на внутреннем рынке, так и за границу. Планы по отгрузкам завода кажутся несколько амбициозными, но самое любопытное в этой ситуации — не это, а то, откуда вообще в России современные технологии для производства литиевых аккумуляторов?
Ведущие автопроизводители соперничают за создателями конкурентоспособных ячеек. Если бы отечественные компании были в их числе, остаться незамеченными у них не получилось бы. Проект начался ещё в начале нынешнего века.
Электромобили в Калининграде
Актуальность производства электромобилей в России, особенно на западе страны, стоит обсудить. До фактического запрета машин с ДВС в Евросоюзе осталось немного времени — десять или пятнадцать лет. Даже если к этому моменту допуск бензиновых и дизельных автомобилей на европейские дороги не отзовут полностью, ограничения будут очень серьезными.
В сложившихся условиях железнодорожное сообщение будет единственным экономически выгодным наземным способом связи Калининградской области с остальной Россией. Автомобильный транспорт, несмотря на свои преимущества, уступает по гибкости.
Ввиду таких жесток перспектив, собственное производство электромобилей представляется жизненно важным. Западные санкции могут сохраняться или даже усиливаться, поэтому закупка импортного транспорта калининградским логистам затруднена.

Российский эксклав окружен странами с развитой инфраструктурой для электромобилей. Успешные и неудачные примеры решений можно найти недалеко. Развитие электротранспорта в одном регионе проще, чем создание разного уровня поддержки экологичных машин по всей стране.
С учетом изложенных предпосылок Калининградская область стала наиболее подходящим местом для создания первого настоящего производства электромобилей и комплектующих к ним. В свете текущих новостей о российской автомобильной промышленности это было довольно незаметно. Особенно после громкой агитации проекта «Кама-1» инжинирингового центра СПбПУ и челнинского завода, который пока не принес никаких результатов.
В прошлом и настоящем руководстве калининградского «Автотора» неоднократно … заикалосьПроизводство автомобилей на водородном или электрическом топливе планируется на их мощностях. Среди препятствий упомянули как общие для этой отрасли в России факторы, так и интересные внутренние наблюдения. В числе первых — отсутствие развитой инфраструктуры для электромобилей и, как следствие, невысокий спрос на них. статьеNaked Science о тест-драйве электроавтомобиля в провинции.
Серьезное ограничение для массового выпуска отечественных зелёных машин кроется в другом. не научилисьПроизводить литиевые батареи с современными характеристиками важно, так как у существующих низкая энергетическая плотность. Компоненты и сырье для них уже доступны, но ячейки до сих пор выгоднее импортировать, что дорого. Этим создается барьер для массового приобретения электромобилей соотечественниками. В этом контексте «Росатом» предлагает свое решение.
Завод гигантского масштаба, оказывается, не так уж велик.
Двадцать шесть миллиардов рублей, возможно, кажутся значительной суммой. Но в масштабах производства литиевых батарей это незначительная величина. Соперничающие фабрики, выпускающие аккумуляторы, стоят миллиардами долларов и обладают мощностью десятков гигаватт-часов в год. Калининградская площадка даже в будущем вряд ли сможет с ними сравниться. Завод «Росатома» строят максимально практичным и ориентированным на нужды отечественного рынка.

Место для завода выбрали возле замороженной Балтийской АЭС, так как часть необходимой инфраструктуры уже имеется. Рядом расположен «Автотор», способный принять все произведенные ячейки, если спрос на них за границей или у других отечественных автопроизводителей не найден. Емкость в четыре гигаватт-часа — это около 45–65 тысяч электромобилей, что в три раза меньше годового выпуска машин калининградского завода. Переоборудование всех конвейеров для производства «электричек» не потребуется.
Информация о цене «российской гигафабрики» показывает, что работы над проектом продолжаются, несмотря на значительные изменения в геополитической ситуации. Ранее, 17 марта, завод… получил зеленый светВ формате соглашения трех сторон о сотрудничестве в развитии экологически чистого транспорта.

Документ подписали «РосатомГруппа компаний «Автотор Холдинг», российское Министерство промышленности и торговли, а также администрация Калининградской области пообещали содействие в развитии зарядной и заправочной инфраструктуры для электро- или водородомобилей. РэнерыЦели дочернего предприятия «Росатома», занимающегося системами хранения энергии, понятны.
Откуда технологии
Достигли самого важного вопроса: какими разработками реализуется «российская гигафабрика»? История началась в 2001 году, когда российский предприниматель… Борис Геннадьевич ЗингаревичЧлен совета директоров группы «Илим» стал владельцем контрольного пакета акций американской компании. Ener1Вначале он перестроил руководство и улучшил внутренние процессы. Результат появился быстро: компания вышла из кризиса и стала работать стабильно.
Через семь лет Ener1приобрела южнокорейскую компанию EnertechФирме Зингаревича удалось приобрести 83% акций и доступ к интересным технологиям за 55 с небольшим миллионов долларов. Стоимость сделки составила примерно 7% от стоимости ещё не построенной калининградской гигафабрики. EnertechФундаментальным отличие состояло не в «классических» литиевых элементах цилиндрической формы, а в крупноформатных призматических — таких же, но существенно меньше используемых в потребительской электронике, например, смартфонах, ноутбуках и планшетах. У них есть свои недостатки, однако плотность энергии выше.
Спустя еще год Ener1вложилаПримерно пятнадцать с половиной миллионов долларов инвестировали в норвежскую компанию. Think GlobalВ истории электромобилей зачастую упускают из виду ее начало, несмотря на то что… Think GlobalС 1991 года непрерывно разрабатывались компактные и доступные по цене электромобили для городских условий. Разработки проходили этапы тестирования и усовершенствования, доведя их до готового состояния к 2009 году. Think CityЕщё не сформирован окончательный вид. Интересный момент: так же, как и в ситуации… Tesla RoadsterБританская фирма производила шасси для этого автомобиля. Lotus.

Возможно, вам не приходилось слышать о данной торговой марке — из-за того, что… Think CityМашина не получила признания у покупателей: недостаточный запас хода, длительное время зарядки, высокая стоимость. Не нашлось европейцу своего Илона Маска, который поместил бы в электромобиль столько батарей, сколько возможно — и немного больше. В связи с этим Think Global обанкротилась, утащив в 2011 году за собой на дно Ener1Последняя после этого упорядочила свои дела, ещё раз прошла реструктуризацию и, по всей видимости, действует и сейчас.
Между вложениями в электрокары и крахом Ener1Успела получить правительственный грант в США на сумму 118,5 миллионов долларов и, видимо, направила его на развитие транспортных технологий для уменьшения американской зависимости от зарубежной нефти. В этом — ирония ситуации.

Что можно из всего этого заключить? Think CityСтав неудачей, электромобиль стал площадкой для тестирования множества технологий. Ключевой акционер, кроме получения дивидендов, также получил ценные знания. Ener1Кроме того, и компания Enertech, не имеющая непосредственного отношения к этому проекту.
Зато состав топ-менеджментаВ южнокорейской компании происходил постепенный сдвиг. К 2019 году на многих руководящих должностях, в том числе у генерального директора, работали люди с российскими фамилиями. В конце 2019 года 49% Enertech International Inc.Выкупили компанию «Рэнера», ставшую ключевым технологическим партнёром калининградской фабрики по производству литиевых аккумуляторов для электромобилей.
Вместо заключения
По всей описанной истории сведения взяты из доступных источников; невозможно утверждать, что это давний продуманный способ доступа к технологиям. Скорее всего, так получилось естественным образом при обычных переходах компаний друг к другу в области прогресса. По косвенным признакам можно смело утверждать, что и Ener1, и Enertech— не пустые компании, а настоящие лидеры разработок в сфере современных литиевых аккумуляторных ячеек.
Судя по новостному разделу официального сайта EnertechКомпания пока не планирует вводить санкции против своих российских партнёров. Если же взаимодействие всё-таки прекратится, у российских предпринимателей уже есть достаточный опыт и знания, полученные при сотрудничестве с ведущими фирмами.
Своим богатством можно управлять мудро — это пока неясно. Только надежда на появление собственного производства электромобилей в России, так как именно ему предназначено будущее дорожного транспорта.