Норвежские судостроители возводят первый в мире контейнеровоз, работающий на самом токсичном топливе.

Судно «Yara Eyde» станет первым плавучим объектом, работающим исключительно на этом виде топлива. Для этого потребуется серьёзная модернизация двигателя. Ядренность этого горючего настолько велика, что предельно допустимая концентрация его в 15 раз ниже, чем у солярки, используемой сейчас на контейнеровозах. Производитель принял такое сложное решение ради защиты окружающей среды.

Вид грузового судна Yara будущего / © Yara / Автор: Ирина Мельникова

Как уже подробно писал«Голая наука» утверждает: декарбонизация мира терпит крах во всех сферах — от электроэнергетики до отопления, а также транспорта. Потребление ископаемого топлива стабильно увеличивается. При этом по чисто физическим причинам, пока усилия снижения выбросов сводятся к ветровой и солнечной энергии, результаты останутся нерезультативными.

В западном обществе есть спрос на снижение углеродного следа до нуля (Net Zero). Без этого глобальное потепление в этом веке может привести к росту температур до уровня 120-тысячелетней давности. Тогда было так тепло, что в Темзе и Рейне водились бегемоты, пустыни были саваннами, а леса выходили к Северному Ледовитому океану. Чтобы избежать этого негативного сценария, западные страны готовы прилагать экстраординарные усилия. Компания Yara решила внести свой вклад.

В борьбе с глобальным потеплением компания заявила о создании первой в мире контейнерохода, работающего исключительно на чистом аммиаке без использования дизельного топлива. В этом году в Китае создалиДвухтопливный контейнеровоз Masai Mara. Обычный дизель на аммиаке работать не может из-за отличающихся температурных условий вспышки от солярки. Поэтому Masai Mara двухтопливный, а в качестве второго компонента используется нефтепродукт. Идеологически такие транспортные средства неприемлемы для западного мира и должны быть заменены. Аммиак как топливо идеологически приемлем: его предельно допустимая концентрация в воздухе в 15 раз ниже, чем у бензина или солярки (из-за большей токсичности), зато он не содержит углерода.

Компания из Норвегии назвала новое судно Yara Eyde. Спустить его на воду планируют с норвежских верфей в 2026 году. Контейнеровоз будет использоваться для перевозки удобрений из Норвегии в Германию по морю. Пока о технических характеристиках судна известно мало — указано только, что оно позволит снизить выбросы СО2 на 11 тысяч тонн в год. Согласно… пресс-релизуЯра, мировой транспорт выбросил семьсот шесть миллионов тонн углекислого газа за год.

В видео Yara о проекте озвучиваются необычные заявления. Среди них – утверждение, что судно Yara Eyde станет первым в мире бесэмиссионным морским судном, работающим на чистом аммиаке. Чистый аммиак — это аммиак, произведенный с помощью водорода, получаемого электролизом воды, а не природного газа, как в большинстве стран. Норвегия благодаря горным ГЭС обладает дешевой электроэнергией, применяемой для получения аммиака таким образом. В странах с дорогим электричеством энергоемкие методики не используют: «норвежский» аммиак. требуетЭнергетическая ценность продукта составляет 14,38 киловатт-часа на килограмм, но при сгорании вырабатывается лишь 5,17 киловатт-часа.

© Yara

Теоретически аммиак при сгорании выделяет чистый азот и водяной пар. На практике же продукт сгорания … частооказываетсяРазличные окислы азота и их вклад в парниковый эффект. в 300 раз выше, чем от углекислого газа.

Интерес Yara к аммиачному контейнеровозу понятен. Такой судно хорошо выглядит в глазах экологов из-за отсутствия выбросов СО2. Yara — компания-производитель аммиака, поэтому заинтересована в продвижении такого топлива на мировом рынке. В остальных странах «чистый аммиак» экономически нереален, что может сделать норвежского производителя монополистом.

Проектируемый путь водного транспорта, работающего на альтернативном источнике энергии, с использованием неблагоприятного вида топлива.

Сложно сказать, насколько успешным будет проект. В рыночных условиях ответ был бы очевидным — нет: аммиак из не природных источников всегда стоит более 12 центов на киловатт-час получаемой при сжигании энергии. Это примерно вдвое дороже дизельного топлива и в несколько раз дороже сжиженного природного газа.

Компания подчеркнула, что государственная поддержка необходима для успешного осуществления таких проектов. При ее наличии работа судна может быть столь же прибыльной, как и у традиционных судов.

Зелёный аммиак для крупных судов, перевозящих плотные грузы, как зерновозы и танкеры, маловероятно будет востребован даже с государственной поддержкой. Дело в том, что на единицу массы аммиак даёт почти втрое меньше энергии, чем сжиженный газ или дизель. Поэтому запас топлива для дальнеплавающего танкера может стать слишком большим. Контейнеровозы перевозят грузы меньшей средней плотности, а ограниченная дальность Yara Eyde втройственный расход топлива по массе не станет большой проблемой.

Глобальное потепление не так просто остановить из-за эффективности окислов азота как парниковых газов. Вместе с тем, для компании Yara это направление бизнеса может стать прибыльным и повысить её репутацию, запустив волну подражателей.