Модернизация Leclerc привела к значительным изменениям, однако не до конца понятно, пошло ли это на пользу технике.
На протяжении многих лет западное и российское танкостроение развивались обособленно. Западные танки не применялись против войск, обученных для борьбы с ними и оснащенных новейшими российскими танками, что не позволяло однозначно определить, чья школа танкостроения эффективнее в условиях реального боя.
Но 2023 год существенно изменил эту ситуацию: немецкие основные танки Leopard были переданы Украине, где сразу же столкнулись с значительными потерями, несмотря на их дооснащение динамической защитой советской разработки. Западные армии последнюю в норме не практикуют, а ВСУ, естественно, да, поскольку воюет с серьезным противником.
Активное использование противотанковых мин, как противогусеничных, так и противобортовых, является одной из ключевых особенностей восточного фронта, существенно сокращающей срок эксплуатации западных танков. Также на передовой широко применяются беспилотные аппараты типа «Ланцет», оснащенные кумулятивными боевыми частями, способными пробить до 215 миллиметров брони. Атаки «Ланцетов» сверху представляют особую опасность, поскольку верхняя броня западных танков редко превышает 50 миллиметров, что делает эти машины крайне уязвимыми в текущих условиях.
Согласно публикации в Le Monde, французский военно-промышленный комплекс предпринял попытку модернизации своего основного танка Leclerc, опираясь на опыт, полученный в ходе конфликта на Украине, и представил этим летом первые образцы Leclerc XLR. Эти новые образцы существенно отличаются от базовой версии, однако вектор изменений кажется довольно неожиданным.
В первую очередь, танк утратил 45% всех боеприпасов. Изначально на Leclerc приходилось 40 снарядов: 18 из них находились непосредственно в танке, а еще 22 – в отдельном отсеке в нише башни. Боевые действия на Украине, как и многие другие конфликты XXI века, продемонстрировали, что пробитие брони может привести к возгоранию внутренней боеукладки и гибели экипажа.
Французские инженеры, вместо поиска способов уменьшить уязвимость боеукладки, приняли решение значительно сократить количество боеприпасов на танке, оставив 22 снаряда (в то время как у Т-90 их 43). Вопрос о том, как планируется обеспечивать пополнение боезапаса танка в продолжительных боях в тылу, не был озвучен.
Второе изменение, несколько удивившее, – увеличение массы танка с 57 до 63 тонны. Это связано с увеличением толщины брони. Однако, по имеющимся данным, даже несмотря на прирост массы более чем на 10 процентов, танк Leclerc так и не получил системы активной защиты. Соответственно, он по-прежнему остается восприимчивым к кумулятивным боеприпасам – противотанковым управляемым ракетам, реактивным противотанковым гранатомётам, «Ланцетам» и подобным средствам.
Гусеницы нового танка идентичны предыдущим, что негативно скажется на его проходимости. Однако опыт боевых действий на Украине продемонстрировал, что западная техника, по сравнению с советской, зачастую испытывает трудности при движении по бездорожью.
Внесенные изменения не продемонстрировали значительной эффективности. Leclerc всегда считался одним из передовых западных танков. В частности, он оснащен динамической броней, включая защиту бортов – такого решения обычно не встречается у других танков НАТО. Благодаря большей длине орудия, Leclerc превосходит M1 Abrams по способности пробивать броню противника.
В арсенале танков присутствуют противопехотные боеприпасы с программируемым подрывом. Следует отметить, что у американских танков отсутствуют эффективные противопехотные снаряды для ведения огня на предельно близких дистанциях. Кроме того, танк оснащен автоматом заряжания – особенностью, нехарактерной для западных танков, что позволяет сократить численность экипажа. Благодаря этому уменьшается и забронированный объем. Именно поэтому Leclerc был легче и проходимее, чем M1 Abrams, а также ниже, что уменьшает вероятность его поражения в бою.
Более легкий вес обеспечивал и увеличенный запас хода на одной заправке: 540 километров, что сопоставимо с показателем танка Т-90, в отличие от 420 километров у M1 Abrams.
Обозначить Leclerc XLR как передовой танк затруднительно. Его боекомплекта недостаточно даже для двух минут функционирования автомата заряжания в ходе боестолкновения. Непонятно, чем продолжать огонь после этого.
Танк может относительно свободно покинуть поле боя, если существует стабильная линия фронта и обеспечена поддержка, способная защитить его от преследующих танков противника. Однако, особенность использования танков в глубоко эшелонированных операциях заключается в отсутствии сплошной линии фронта и ограниченности возможности подкрепления, что делает невозможным выход из боя по своему усмотрению. Увеличение массы сделало его менее экономичным по сравнению с M1 Abrams, что также ухудшает его способность к эффективному наступлению в условиях глубокой обороны противника.
В заключение, вызывает недоумение отсутствие на танке активных систем защиты, подобных «Шторам» Т-90, или эффективных средств противодействия беспилотным летательным аппаратам типа «Ланцет». В теории (хотя на практике это реализовать крайне сложно) поражение последнего возможно было бы винтовочным пулеметом в удаленно управляемой установке, как на «Армате», или крупнокалиберным оружием, как у Т-90. Однако на практике углы возвышения пулемета калибра 7,62 миллиметра у нового французского танка недостаточно велики даже для городских боев (стрельбы в верхние этажи), не то что для защиты от пикирующих сверху дронов.
В общей сложности модернизацию до этой конфигурации планируется осуществить для 200 танков Leclerc к 2029 году, при среднем темпе обновления от 30 до 35 машин ежегодно. В текущем году модернизация будет проведена менее чем для 20 танков.
Чтобы оценить скорость реализации данной программы, можно провести аналогию с производством новых танков в России: в период с января по май 2023 года оно составил более 600 единиц, или свыше 120 танков в месяц.