Обвинения в систематических нарушениях производственных процессов были предъявлены к ведущей компании в сфере гражданской авиации. В случае, если американский авиастроитель не устранит проблему безопасности при сборке самолетов в обозримом будущем, это может привести к разрушению фюзеляжей во время полета. Заявление об этом сделал бывший инженер Boeing Сэм Салехпур в ходе выступления перед конгрессом.
Американская корпорация Boeing, крупнейший авиастроитель мира, столкнулась с рядом проблем в начале 2024 года. Компания подверглась резкой критике в связи с недавними инцидентами, затронувшими ее воздушные суда.
В январе во время полета у самолета Boeing 737 MAX 9 авиакомпании Alaska Airlines возникла проблема сорвало дверь аварийного выхода. Произошла внезапная разгерметизация салона, после чего самолет был вынужден совершить экстренную посадку. На борту находились 171 пассажира и шесть членов экипажа, все они остались невредимы. В ходе расследования выяснилось, что люк был установлен без фиксации болтами. Позднее схожая проблема была выявлена и в еще десятках воздушных судов.
В марте произошел инцидент с самолетом Boeing 787 Dreamliner чилийской авиакомпании Latam, который выполнял рейс из Сиднея (Австралия) в Окленд (Новая Зеландия). Во время полета лайнер резко потерял высоту, «провалился» на 100 метров, в результате чего 50 человек получили травмы: 12 человек, в том числе троих членов экипажа, госпитализировали. Причина происшествия — некие «технические проблемы». Однако после этого случая Boeing рекомендовала авиакомпаниям проверить кресла в кабине пилотов всех 787 Dreamliner.
В апреле во время полета у самолета Boeing 737-800, принадлежащего американской авиакомпании Southwest Airlines оторвалась обшивка двигателя и ударила по закрылкам крыла. После этого лайнер совершил аварийную посадку в аэропорту вылета. Никто не пострадал.
К существующим претензиям к корпорации добавилось обвинение в убийстве. В марте в городе Чарлстон, штат Южная Каролина, на парковке одного из отелей нашли мертвым бывшего инженера контроля качества Boeing Джона Барнетта, который проработал в корпорации 32 года. Он неоднократно подвергал критике существующие на концерне производственные стандарты и собирался дать показания против Boeing в рамках судебного разбирательства. Согласно отчету полицейских, Барнетт умер от «огнестрельного ранения, которое он нанес самому себе». Однако многие скептики поспешили обвинить в этом саму корпорацию.
Еще до серии инцидентов с новым лайнером Boeing 737 MAX, Барнетт впервые публично рассказал о существенных проблемах с безопасностью и качеством продукции концерна. По словам инженера, недостатки возникали на начальных стадиях производства самолетов, а руководство сознательно закрывало глаза на эти недочеты.
На арену выходит новый бывший сотрудник Boeing, который обвиняет корпорацию в нарушениях безопасности, ставя под угрозу жизни сотен людей в авиакатастрофах. Обвинения выдвинул инженер по контролю качества Сэм Салехпур. Он обратился к конгрессу США со своими опасениями, сообщило британское издание The Guardian.
Салехпур, имеющий десятилетний опыт работы в Boeing, сообщил об обнаружении несоответствий в зазорах между основными элементами обшивки Boeing 787 Dreamliner. По его словам, сборщики не обеспечивают надлежащую фиксацию деталей фюзеляжа этой модели, стремясь ускорить производство. Это потенциально может вызвать преждевременную поломку самолета, в том числе в полете. Инженер подчеркнул, что проблема затрагивает более тысячи самолетов, эксплуатируемых различными авиаперевозчиками.
Бывший работник Boeing настоятельно рекомендует компании прекратить использование всех самолетов 787 Dreamliner и выполнить всестороннюю инспекцию. Он утверждает, что фюзеляжные секции этих лайнеров могут быть подвержены разрушению после нескольких тысяч часов эксплуатации.
В пресс-релизе Boeing заявили, что начиная с 2020 года были сделаны значительные усилия для повышения безопасности, однако признали, что предстоит еще много работы, и что компания принимает меры для улучшения своей деятельности».
«Компания Boeing продолжает уделять приоритетное внимание безопасности и качеству, а также открыто предоставляет информацию надзорным органам, заказчикам и другим заинтересованным лицам».
Представители компании заявили о полной безопасности авиалайнеров 787 и 777, опровергнув при этом заявления Салехпура относительно Dreamliner как неверные. На прошлой неделе руководители Boeing на брифинге рассказали о разработанной ими программе испытаний и детальных проверках, которым подвергается производство. Они утверждают, что это позволяет компании быть уверенной в надежности самолетов.
Американское Федеральное управление гражданской авиации планирует проверить заявления Салехпура и, вероятно, начнет расследование.
«Салехпур, выступая перед конгрессом, выразил надежду, что подкомитет сената по расследованию привлечет Boeing к ответственности и потребует прекращения «культуры бизнеса», в которой приоритет отдается прибыли, а не безопасности.