«Грач» и «Бородавочник»: противостояние российских стремлений и американской действительности

Служба штурмовиков A-10 и Су-25, прозванных «Бородавочником» и «Грачом», продолжается уже много десятилетий в США и России. Страны выбрали разные пути модернизации этих самолетов, и сегодня Naked Science попытается выяснить, какой из них лучше отвечает запросам XXI века.

А-10 и Су-25 / ©Антон Балач hieв / Автор: Телестис Скаевинус

A-10 Thunderbolt II

Много сказано и написано об этом самолете: всю историю его создания, испытаний и доработок пересказывать не имеет смысла. Отметим лишь, что машину создали в 1970-х годах для оказания непосредственной поддержки сухопутным войскам над полем боя.

A-10 можно назвать «результатом» Вьетнамской войны. Этот самолет сравнивают с реактивным Skyraider (Douglas A-1 Skyraider — поршневой американский штурмовик, созданный в 1945 году), и он успешно использовался против вьетнамских коммунистов. Он дешевый и неприхотливый, всегда готов поддержать сухопутные войска.

Для тех, кто хорошо знает историю Второй мировой войны, можно сказать проще: A-10 — это своего рода современный аналог советского штурмовика Ил-2, самого массового боевого самолёта в истории, произведённого более чем в 36 тысяч экземпляров.

A-10 над Афганистаном, 2011 год / ©wikipedia

Характеристики (соответствуют версии A-10A):

  • Экипаж: один пилот;
  • Длина: 16,26 метра;
  • Размах крыла: 17,53 метра;
  • Высота: 4,47 метра;
  • Масса пустого: 9176 килограммов;
  • Масса снаряженного: 10 515 килограммов;
  • Нормальная взлетная масса: 13 628 килограммов;
  • Двигатели: два турбореактивных от General Electric, модель TF34-GE-100.
  • Максимальная скорость: 722 километра в час у земли;
  • Максимальная дальность полета при полной боевой загрузке составляет 740 километров.

Желание американцев заменить A-10 дронами, ударными вертолетами и F-35 не сбылось. Военные действия в Сирии и Афганистане показали, что «Тандерболт» — самый надежный способ авиационной поддержки. Сенат США недавно помешал выводу из эксплуатации части этих самолетов.

В чем же особенность этой машины, которая отсутствует, например, у истребителя F-111, снятого с вооружения американцами в 90-х годах, или у «невидимки» F-117, от которой отказались в 2000-х?

«Бородавочник» (так назвали самолет из-за внешнего вида) обладает рядом преимуществ. Цена часа полета A-10 составляет около 17 тысяч долларов. Для сравнения, стоимость летного часа F-35, который ранее рассматривался в качестве замены, превышает 32 тысячи долларов. Поршневые штурмовики дешевле A-10, но имеют меньшую скорость, боевую нагрузку и чаще уязвимы при атаках с земли.

Высокий уровень технической исправности штурмовика Thunderbolt II положительно сказался на его судьбе, что традиционно характерно для десятой серии. По данным издания Air Force Times, показатели американского штурмовика в 2017-м и 2018 году составили около 73 процентов. Истребители пятого поколения F-22 и F-35A едва достигали 50 процентов.

Техническое состояние самолетов ВВС США в 2018 финансовом году.

Истребители по сравнению с A-10 не обладают такой же броней и живучестью. Кроме того, высокая скорость может мешать эффективному обнаружению и уничтожению наземных целей.

Су-25

Всё вышесказанное верно для Су-25 — самолёта дешёвого, надёжного и зарекомендовавшего себя на поле боя. Советская машина появилась позже: если A-10 приняли на вооружение в 1977 году, то Су-25 начали эксплуатировать в 1981 году. Сталинградской машиной построили почти в два раза больше: 1350 против 700.

Су-25 / ©МО РФ

Характеристики Су-25:

  • Экипаж: один пилот;
  • Длина: 15,36 метра;
  • Размах крыла: 14,36 метра;
  • Высота: 4,8 метра;
  • Масса пустого: 9315 килограммов;
  • Масса снаряженного: 11 600 килограммов;
  • Нормальная взлетная масса: 14 600 килограммов;
  • Силовая установка: два турбореактивных двигателя Р-95Ш;
  • Максимальная скорость: 950 километров в час у земли;
  • Практическое действие возможно на расстоянии до 640 километров при отсутствии дополнительного оборудования для хранения топлива.

Истребитель Су-25 участвует во всех военных кампаниях, которые проводятся Советским Союзом и Россией.

Су-25 просуществовал дольше советских истребителей-бомбардировщиков: машин более сложных, дорогих и технически совершенных. Например, от МиГ-27 отказались еще в 1990-х. Скорее всего, Су-25 останется на вооружении дольше фронтового бомбардировщика с крылом изменяемой стреловидности Су-24М, которого сейчас быстро заменяют более современным Су-34, построенным на базе истребителя Су-27.

Су-34 / ©РИА Новости

Проблема ещё в том, что на данный момент у России нет ни одной машины, пригодной для полной замены 25-го. Аналогичная ситуация наблюдается и у США в случае с A-10. Истребители четвертого поколения будет заменять Су-57. Стратегические бомбардировщики — перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА). Об штурмовике нового поколения последние годы почти ничего не слышно, хотя ранее эта тема периодически появлялась в СМИ. мелькали те или иные данные.

Сравнение не в пользу?

Су-25 и A-10 схожи по идеологии, но существенно разнятся из-за усилий по обновлению авиапарка США и финансовых трудностей России.

В 2007 году американцы получили модернизированную боевую машину A-10С, основанную на версии A-10A. В ней появились современное цифровое оборудование, новые средства связи и возможность применения высокоточного оружия. России к тому времени использовался советский Су-25, сейчас страна располагает более продвинутым Су-25СМ3.

Летно-технические характеристики.A-10 превосходит Су-25 по многим важным параметрам. Максимальная боевая нагрузка A-10C равна 7258 килограммам, тогда как у Су-25СМ — 4340 килограммам. Американский самолёт имеет большую практическую дальность. Практический потолок A-10C составляет 13 700 метров против 10 тысяч метров у советского/российского аналога.

A-10С / ©nxgphotos

При анализе летно-технических характеристик авторы обычно обращают внимание на максимальную скорость, отмечая ее преобладание у Су-25. В то время как скорость может оказаться полезна в некоторых ситуациях, для штурмовика она не так важна, как для истребителей или фронтовых бомбардировщиков. К тому же, как указывалось ранее, относительно низкая скорость способствует лучшему обнаружению целей на земле и повышает эффективность применения управляемого оружия.

Оба самолёта, находясь в одной весовой категории и предназначенные для боевых действий, обладают хорошей маневренностью. Несмотря на положительные отзывы о Су-25 в СМИ, у нас нет достаточных оснований считать его более манёвренным, чем A-10C, и наоборот.

Что касается летно-технических характеристик, необходимых штурмовику, A-10 превосходит Су-25. Однако преимущество не столь велико, чтобы считать Су-25 неудачным с точки зрения лётно-технологических показателей.

Защита.Кабину пилота Су-25 изготовили из сварной авиационной титановой брони АБВТ-20 толщиной от 10 до 24 миллиметров. Лобовое остекление — стеклоблок толщиной 55 миллиметров, обеспечивающий противопульную защиту. Жизненно важные системы штурмовика продублировали и экранировали менее важными.

Схема способов увеличения выживаемости самолёта Су-25.

Этот самолет продемонстрировал исключительную живучесть. Во время Афганской войны Су-25 возвращались с заданий, имея до полутора сотен пробоин. В среднем на один уничтоженный штурмовик приходилось 80-90 боевых повреждений. Сравнивая эти показатели с другими боевыми самолетами СССР, не обладающими такой защитой, разница могла составлять до шести раз. Однако стоит помнить о том, что у истребителей-бомбардировщиков другие задачи и возможности.

Броня не обеспечивает всесторонней защиты. С появлением переносной зенитной ракетно-пушечной установки потери Су-25 увеличились. Возможно, при благоприятном стечении обстоятельств машина выдержит несколько попаданий зенитных ракет, но это скорее исключение.

Самолет всё время оставался уязвимым для ракет класса «воздух — воздух». У него нет радиолокационной станции или средств борьбы с истребителями, разве что устаревшие ракеты малой дальности Р-60, которые может брать две штуки. A-10 тоже может взять две ракеты малой дальности AIM-9. Практически так же беззащитным перед истребителями с дальнобойными радиолокационными ракетами он остается.

В апреле 2003 года над Багдадом, во время обстрела иракской зенитной артиллерией, самолёт A-10, пилотируемый капитаном Ким Кэмпбелл получил многочисленные повреждения. Вышли из строя один двигатель и обе гидросистемы (основная и резервная).

Подобно Су-25, A-10 обладает высокой живучестью. В мае 1999 года во время операции против Югославии A-10 совершил аварийную посадку в аэропорту Скопье с одним работающим двигателем. Второй двигатель был отстрелян и позже показан на югославском телевидении.

Кабину A-10 изготовили из катаной титановой брони толщиной от 13 до 38 миллиметров. Конструкция A-10 рассчитана на выдерживание одиночных попаданий снарядов калибра 23 миллиметра советской зенитной самоходной установки «Шилка». Не следует понимать эти данные неверно: сильный обстрел со стороны ЗСУ фактически превратит самолет в решето, и ему не удастся ни выполнить задачу, ни вернуться на базу.

Кабина пилота A-10C / ©dmenendez

В целом, выражение «летающий танк» (будь то советский Ил-2 или американский A-10) — это метафора. Самолет в принципе уязвим, поэтому любой, даже самый бронированный штурмовик, правильно называть не «танком», а самолетом с повышенной живучестью. Конечно, так не будет иметь пропагандистского эффекта, и эпитеты к штурмовикам вскоре не исчезнут.

В отношении A-10 существует уникальное решение, увеличивающее его выживаемость по сравнению как с истребителями, так и с Су-25.

Создатели установили на самолете два широко разнесенных двигателя по обеим сторонам хвоста, которые частично экранируются крыльями и хвостовым оперением от наземного огня с некоторых ракурсов. A-10 имеет двухкилевое хвостовое оперение, в отличие от однокилевого у Су-25. В теории это позволяет пилоту американского штурмовика меньше опасаться потери управляемости при повреждении хвоста.

Схема строения самолета А-10 в плане.

Машины обладают примерно одинаковой живучестью, и каждое повреждение следует рассматривать отдельно.

Вооружение. Самой интересной частью является оружие штурмовиков. A-10 иногда называют «самолетом, построенным вокруг пушки», имея в виду 30-миллиметровое орудие GAU-8/A. Пушка схемы Гатлинга с вращающимся блоком стволов издает характерный звук, который даже отразился в массовой культуре.

Это оружие эффективно поражает не только бронетранспортеры и боевые машины пехоты, но и танки. При применении подкалиберных снарядов из обедненного урана на расстоянии в 1200 метров подобный снаряд пробивает по нормали броню толщиной 50 миллиметров, что при атаке верхней полусферы достаточно для вывода танка из строя. Барабанный магазин вмещает 1350 патронов.

GAU-8/A рядом с Фольксваген «Жук» / ©airwar

Су-25 оснащен встроенной пушечной установкой ВПУ-17А с двухствольной 30-миллиметровой авиапушкой ГШ-30-2, темп стрельбы которой составляет 3000 выстрелов в минуту (против 3900 у GAU-8/A). Боезапас относительно мал — 250 патронов.

ГШ-30-2 / ©авиару

Пушку часто считают главным оружием штурмовика. Но при учёте современных средств поражения это верно лишь отчасти. Так, A-10 давно использует ракеты класса «воздух — поверхность» AGM-65 Maverick с телевизионными и тепловизионными головками самонаведения на дистанции до 30 километров. Эти ракеты способны поражать движущиеся цели по принципу «выстрелил и забыл» на расстоянии за пределами действия зенитных комплексов, таких как советская/российская «Тунгуска».

AGM-65 Maverick / ©defensenews

У «Сушки» в этом отношении все более сдержанно. Базовая модификация может применять управляемые ракеты класса «воздух — поверхность» Х-25МЛ, С-25Л и Х-29Л. При сходстве с Maverick это принципиально разные ракеты. Советские образцы имеют дальность всего 10 километров (семь километров у С-25Л) и наводятся по лазерному лучу. Принципа «выстрелил и забыл» у них, разумеется, нет: летчик должен держать метку на цели до попадания, что ограничивает его в маневре.

Х-25МЛ / Су-39 / ©wikipediaавиару

Су-25, как и A-10, обладает обширным запасом неуправляемых боеприпасов. Применение этих боеприпасов подразумевает налет в зону поражения зенитных установок противника, что несет для самолета определенную опасность.

Самолёты Су-25Т и его модификация Су-39 отличаются большим арсеналом ракет по сравнению с другими штурмовиками: противорадиолокационные (Х-58, Х-31), противокорабельные и другие. Однако их производство прекратили, так как было выпущено лишь несколько десятков единиц.

Су-39 / ©wikipedia

Су-25СМ3 признана наиболее мощной модификацией Су-25 на данный момент. Это «экономичный» вариант модернизации. Из открытых источников известно, что в него добавили систему спутниковой навигации ГЛОНАСС с возможностью программирования конечной точки с точностью до десяти метров. Самолет уже получил российские Воздушно-космические силы.

Машина оснащена прицельно-навигационным комплексом СВП-24-25 (вариант СВП-24 «Гефест» для Су-25), повышающим точность неуправляемых авиационных средств поражения. Тем не менее, точность все же не сравнима с современной управляемой боевой техникой, о чем пишут в СМИ: управляемые бомбы более точные и обладают большей дальностью действия.

Су-25СМ3 / ©Russianplanes

Американцы разработали систему JDAM, использующую GPS для преобразования обычных бомб в высокоточные. A-10 способен применять эти боеприпасы.

Повысить возможности Су-25 позволит новая ракета класса «воздух—поверхность» ЛМУР, или, как ее называют, «Изделие-305». Самолет могут оснастим ею. известно в минувшем сентябре.

«Изделие 305» / ©Михаил Жердев

После запуска ЛМУР работает высокоточная инерциальная навигационная система, а в финале траектории включается головка самонаведения. Ракета может атаковать цель «Изделие-305» самостоятельно или по приказу оператора. Версия, показанная на форуме «Армия-2021», имеет дальность полета около 14,5 километров. Это меньше, чем у Maverick, но ракета легче — 105 килограммов против 200-300 у различных версий AGM-65.

Детальное сравнение Maverick и ЛМУР бессмысленно, потому что Соединённые Штаты Америки уже давно используют боеприпасы нового поколения. получилБомбе GBU-39, имеющей дальность полета 110 километров и массу 130 килограммов, A-10 может нести до 18 штук благодаря ее небольшому весу и размерам.

GBU-39 имеет ограничение — может наносить удары только по неподвижным целям. В связи с этим США разработали улучшенную версию — GBU-53/B StormBreaker.

GBU-53/B StormBreaker / ©USAF

И Су-25, и A-10 — удачные штурмовики. Американцы, имея большие финансовые ресурсы, более комплексно подошли к модернизации своей машины: за десятилетия A-10 научили применять множество управляемых бомб и ракет, в том числе самые передовые. Су-25 ещё предстоит получить такие возможности.