Согласно новому научному исследованию, электромобили представляют большую опасность для пешеходов по сравнению с автомобилями, оснащенными двигателями внутреннего сгорания. Устранить эту проблему теоретически возможно, однако нет гарантии, что соответствующие меры будут приняты.
В настоящее время электромобили, а также гибридные автомобили в меньшей степени, набирают популярность и вытесняют машины с двигателями внутреннего сгорания. В 2023 году на электромобили и гибриды пришлось 15,8% от общего числа новых автомобилей, проданных по всему миру, что составило 10 миллионов электромобилей и 4,8 миллиона гибридов. Примечательно, что в 2023 году Tesla Model Y впервые стал самым продаваемым автомобилем в мире, обогнав долгое время занимавшие эту позицию Toyota Camry и RAV4. Несмотря на то, что развитие рынка электромобилей происходит циклично и в текущем году ожидается замедление темпов роста, уже сейчас очевидно, что к 2030 году электромоторами будут оснащены более половины всех выпускаемых новых автомобилей.
Специалисты по безопасности дорожного движения выражают обеспокоенность. Электромобили и гибриды, двигаясь по городу с обычной скоростью, значительно тише автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. В результате, пешеходы, переходящие дорогу в неположенных местах, могут хуже их слышать. До настоящего времени наблюдалось недостаточно эмпирических данных, чтобы оценить, насколько часто это приводит к дорожно-транспортным происшествиям.
Авторы нового исследования в Journal of Epidemiology & Community Health решили восполнить пробел. Для этого они попытались обратиться к статистике ДТП с участием пешеходов в Великобритании. К сожалению, в процессе выяснилось, что данные после 2017 года в архиве хранились ненадлежащим образом, отчего непригодны к использованию. Однако информация за 2013-2017-е уцелела.
За рассматриваемый период 96 285 пешеходов в Великобритании получили травмы в результате наездов легковых автомобилей. Среди них 74% пострадали от автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, 2% — от электромобилей и гибридов. О виновниках наезда на оставшиеся 24% пешеходов установить не удалось, поскольку сотрудники, ответственные за внесение соответствующей информации в документацию, не выполнили свою задачу.
Несмотря на это, отсутствие достаточного объема информации не стало препятствием для оценки рисков. Это связано с тем, что вероятность небретного заполнения документов о дорожно-транспортных происшествиях примерно одинакова для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, электромобилей и гибридов. В связи с этим авторы исследования пришли к выводу, что среди не учтенных 24% распределение пострадавших от автомобилей различных типов, вероятно, соответствует доле остальных 76%.
Автомобили с двигателями внутреннего сгорания, зарегистрированные в Великобритании в период с 2013 по 2017 год, суммарно преодолели приблизительно 4,8 триллиона километров, в то время как электромобили и гибридные автомобили — всего 50 миллиардов километров. Фактический общий пробег, вероятно, превышает указанные значения, однако, скорее всего, доля неучтенных данных для разных типов автомобилей сопоставима. Таким образом, неполнота информации не препятствует получению статистически значимой оценки.
Согласно результатам исследований, на каждый пройденный километр электромобили оказываются вовлечены в ДТП с пешеходами в 2,15 раза чаще, чем автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Данный показатель является существенным. Если произойдет полная замена автомобилей на электромобили – что является официальной целью ряда стран – количество пострадавших пешеходов может возрасти в значительной степени. На основании этих данных авторы исследования подчеркивают важность разработки мер, направленных на снижение уровня бесшумности электромобилей.
Стоит отметить, что Великобритания в 2021 году уже внедрила норму, обязывающую электромобили воспроизводить звук двигателя. В настоящее время этот закон предписывает уровень шума около 56 децибел. Это превышает шум, издаваемый электромобилем при обычной городской езды, но значительно ниже, чем у автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (около 70 децибел).
Учитывая появившиеся новые данные, необходимо повысить установленный предел допустимого уровня шума в городе. Вместе с тем, предыдущие исследования, проведенные на примере Лондона показали, в районах с уровнем шума от автотранспорта около 60 децибел, смертность оказывается на 4% выше по сравнению с местами, где уровень шума составляет 55 децибел (после исключения влияния других неблагоприятных факторов при статистической обработке).
Изоляция пешеходных зон от автомобильных дорог с помощью ограждений и других средств, скорее всего, представляла бы собой наиболее эффективное решение. Однако опыт современных крупных городов демонстрирует, что зачастую местные органы власти не проявляют достаточной активности для реализации подобных мер.
В связи с этим пока не определено, какие меры будут приняты для решения проблемы безопасности пешеходов при использовании электромобилей в дальнейшем. Для России, учитывая замедление экономического роста после 2024 года, эта задача менее критична, чем для западных стран, однако и здесь в конечном итоге потребуется найти выход, поскольку замена традиционных автомобилей на электрические затронет и нашу страну.