Исследование выявило: автомобили с электрическим двигателем представляют большую угрозу для пешеходов по сравнению с машинами, работающими на бензине или дизеле. Устранить этот недостаток можно теоретически, но не факт, что это будут делать.

Электромобили и гибриды динамично набирают популярность, вытесняя автомобили с двигателями внутреннего сгорания. В 2023 году доля чистых электромобилей (10 миллионов штук) и гибридов (4,8 миллиона штук) составила 15,8% всех новых автомобилей. Впервые в истории самым продаваемым автомобилем стал электромобиль Tesla Model Y, превзойдя по популярности Toyota Camry и RAV4. Несмотря на ожидаемый временный спад в этом году, к 2030-м более половины новых автомобилей будут оснащены электромоторами.
Тишина электромобилей и гибридов на городских скоростях вызывает беспокойство у специалистов по безопасности дорожного движения, так как пешеходы хуже слышат их при переходе дороги в неположенных местах. Отсутствие эмпирических данных о частоте возникновения проблем из-за этого до сих пор было значительным.

Авторы нового исследования в Journal of Epidemiology & Community HealthПопытка восполнить пробел началась с обращения к статистике ДТП с участием пешеходов в Великобритании. В ходе работы выяснилось, что данные после 2017 года ненадлежащим образом хранились и непригодны для использования. Информация за период с 2013 по 2017 год сохранилась.
В результате исследования установлено, что за данный период 96 285 британских пешеходов стали жертвами ДТП с участием легковушек: 74% — от машин с двигателем внутреннего сгорания, 2% — от электромобилей и гибридов. Прочие 24% случаев остаются неопределенными из-за неполноты документации.

Недостаток информации не помешал оценить риски. Вероятность ошибок при заполнении документов о ДТП приблизительно одинакова для машин с ДВС, электромобилей и гибридов. Исследователи предположили, что в группе неучтенных 24% распределение машин разных типов примерно такое же, как и среди остальных 76%.
С 2013 по 2017 год автомобили с ДВС преодолели в Великобритании около 4,8 триллиона километров, тогда как электромобили и гибриды — лишь 50 миллиардов километров. Общий пробег может быть больше, но вероятно, пропорции неучтенных данных сходны для разных типов авто. То есть неполнота данных не препятствует получению статистически достоверной оценки.
Исследование показало, что на единицу пробега электромобили задевают пешеходов в 2,15 раза чаще, чем традиционные автомобили. Это значительный показатель. При полной электрификации автопарка, которую многие страны официально поставили себе целью, число пострадавших пешеходов может существенно возрасти. Авторы работы пришли к выводу о необходимости мер противодействия бесшумности электромобилей.
В Великобритании в 2021 году уже приняли норму об установке имитатора звука мотора на электромобилях. Закон устанавливает уровень шума в районе 56 децибел, что выше чем у электроавто на обычной городской скорости, но ниже, чем у автомобилей с ДВС (примерно 70 децибел).

Рассматривается повышение уровня допустимого шума в городских условиях с учётом новых сведений. Ранее подобные исследования проводились, например, в Лондоне. показалиВ местах с шумом от транспорта около 60 децибел общее число смертей на 4% больше, чем в районах со шумом 55 децибел (после исключения других негативных факторов).
Возможно, лучшим вариантом стало бы разделение зон для пешеходов от автомобильных дорог с помощью преград и других способов. Однако практика больших городов свидетельствует о том, что в ряде случаев муниципальные органы власти не проявляют должной активности, чтобы реализовать подобные проекты.
Неясны пути решения проблемы безопасности пешеходов в условиях распространения электроавтомобилей. Для России вопрос менее актуален из-за медленного роста экономики после 2024 года, чем для западных стран, но все равно придется искать решение, поскольку переход на электромобили коснется и нашей страны.