Давно выведенные из эксплуатации ВВС США знаменитые малозаметные ударные самолеты Lockheed F-117 Nighthawk продолжают свои полеты на секретной авиабазе Тонопа в Неваде. Экспертов данное обстоятельство заставляет задуматься.
Вне всякого сомнения, F-117 Nighthawk является одним из самых знаковых боевых самолетов в истории авиации. И хотя попытки уменьшить радиолокационную и ИК-заметность крылатых машин предпринимали задолго до его первого полета, именно «Хромой гоблин» (такое нелестное прозвище самолет получил за свой вид и сомнительные летно-технические характеристики) стал первой настоящей «невидимкой».
Обнаружить в небе Nighthawk было тяжело. Это косвенно подтверждает статистика потерь: за все годы эксплуатации был сбит лишь один такой самолет. Согласно сербской версии, в ходе военной операции НАТО против Югославии, F-117 уничтожили с помощью зенитно-ракетного комплекса С-125.
Недостатки Nighthawk, а также принятие на вооружение более совершенного самолета F-22 побудили ВВС США вывести F-117 из эксплуатации. Машины заметили в небе над Невадой в 2016 году, при этом закон об оборонном бюджете за 2017 год предполагает демилитаризацию всех оставшихся «Хромых гоблинов».
Недавно, к удивлению любителей авиации, над секретной авиабазой Тонопа в Неваде вновь увидели пару F-117. Видео датировано 26 июля 2018 года. Конкретная цель полетов не сообщается: возможно, испытания связаны с вопросами, касающимися улучшения показателей малозаметности. Известно, что сейчас США активно разрабатывают новый стратегический бомбардировщик-«невидимку» Northrop Grumman B-21 Raider. Кроме того, прорабатываются варианты создания новых истребителей шестого поколения, одной из главных особенностей которых также будет сниженная ЭПР (Эффективная площадь рассеяния).
Можно почти не сомневаться, что история боевого применения F-117 завершена. Однако даже сейчас самолет вызывает большой интерес специалистов и простых любителей авиации. Напомним, за все время построили 64 такие машины. Типовое вооружение самолета — две управляемые авиационные бомбы GBU-10 или GBU-27 калибром 907 кг.
Стоит отметить, что технологии малозаметности, использованные несколько десятилетий назад, иногда могут найти воплощение на авиационных проектах будущего. Так, например, накопленный при создании самолета YF-23 опыт компания Northrop Grumman, вероятно, намерена использовать для разработки перспективного истребителя нового поколения, который может быть принят на вооружение японских ВВС.