«Можно есть всё, кроме Луны и её отражения в воде» – гласит китайская пословица. Злые языки изменили её: «Китайцы едят всё, у чего есть четыре ноги, кроме столов, и всё, что летает, кроме самолетов». Из-за коронавируса, предполагаемого от летучих мышей, мир захватила очередная волна расизма по отношению к гражданам КНР. После того, как человечество оказалась на грани глобальной катастрофы, такое отношение можно понять, но не принять. Люди в целом не виновны в случившемся – пострадали также и они. Сильная ненависть никогда ничего хорошего не несла ни для тех, кого ненавидят, ни для самих ненавидящих. Тем более что Китай – одна из самых могущественных держав планеты. После вспышки Covid-19 местный расизм может перерасти в более масштабный. Поэтому предлагаем трезво взглянуть на вещи и рассмотреть проблему синофобии не только с точки зрения «они едят всё подряд», но и с учетом более глубоких причин, которые есть.

Мы – не вирус
Представим ситуацию до закрытия границ всеми странами. Сначала ограничения ввели для граждан Китая. С Поднебесной прервали связь многие государства и авиакомпании. В этом была веская причина – безопасность, но были, так сказать, и «перегибы на местах». На отдельных выходцев из КНР лились оскорбления разного рода. В толерантной Европе прохожие советовали китайцам надевать маски при встрече на улицах. Возможно, это тоже было оправданно, но как быть с явным расизмом?
В социальных сетях обвиняли китайцев в непомерной требовательности к еде. Особое осуждение получила публикация в Twitter, где девушка азиатской внешности разделывает и кушает летучую мышь. При этом мало кто интересовался тем, что этот инцидент произошел не в Китае, а на острове Палау – во время развлекательного шоу, похожего на «Орла и решки», где ведущая пробовала местную кухню.
Местных жителями с азиатской внешностью отказывались заселять в отели, обслуживать в ресторанах и такси, пассажиры общественного транспорта требовали высадить их на первой же остановке. Синофобские статьи публиковались даже в толерантных европейских СМИ. Так, французское издание Courrier Picard 26 января опубликовало сразу два материала под заголовками «Желтая тревога» и «Желтая угроза». Потом пришлось извиняться, но волна ксенофобии уже была запущена.

Китайцы быстро отреагировали: выходили на митинги и акты гражданского неповиновения с плакатами «Мы не вирус». Однако, помощь от этого была небольшой. Мало кто понимал, что в Китае проживает около миллиарда человек. Из-за этого при вспышке новой инфекции на Земле существует один шанс из семи, что эпидемия возникнет именно в Китае: там просто большое население.

Китайцев продолжали обвинять в том, что из-за их всеящности возникла пандемия и теперь страдает весь мир. С одной стороны, это правда, с другой – причины синофобии куда глубже. Задача науки состоит в том, чтобы понять их глубину и беспристрастно разложить по полочкам.
Психология малых различий
Китайскую культуру называют варварской только из-за её отличающихся от европейских гастрономических традиций. Расизм всегда основывается на противопоставлении «я – другой», то есть на природном страхе перед чем-то непохожим, «другим». Впрочем, китайцев не любили давно и многие. Психологам и политологам известно, что нет более непримиримых врагов, чем народы с малыми различиями. Именно поэтому синофобия во все времена была распространена прежде всего в странах, граничащих с Китаем, и в тех, где жили схожие с китайцами нации, относящиеся к монголоидам.
Чем сильнее народы похожи друг на друга, тем явственнее обособляются. Вспомните русских и украинцев. Поэтому враждебность к китайцам (и наоборот) испокон веков проявляли казахи, монголы, тибетцы, японцы, корейцы, вьетнамцы и другие жители Юго-Восточной Азии. Корни такой ксенофобии, вероятно, лежат в той же плоскости, что и нетерпимость к соседям в традиционных сообществах. «Похожи на нас, но не совсем как мы, и рядом, значит, могут угрожать нам и нашей целостности» – вот суть таких рассуждений.

Массовое истребление китайцев перед Второй мировой войной стало одним из самых кровавых последствий страха. Япония напала на Китай, что привело к геноциду, вызванному ксенофобией. Жители Китая считают, что война началась не в 1939 году, а в 1933-м.

Китайский вопрос
Откуда же тогда синофобия у европейцев? Причин много. Некоторые похожи на те, по которым недолюбливают евреев: например, поразительная успешность Поднебесной и в прошлом, и сегодня. Ведь китайской цивилизации около пяти тысяч лет (и никак не меньше 3,5 тысячи), это одна из самых древних стран планеты. Достаточно перечислить достижения Китая для всего человечества: китайцы изобрели бумагу, книгопечатание, порох и компас, придумали отрицательные числа, весло, колокол, барабан, вилку, фарфор, вентилятор, первыми стали культивировать просо, сою, чай и рис, использовать соль, изготавливать сброженные напитки и шелк. Арбалет, рыболовную катушку, бумажные деньги, газовые баллончики, фейерверки, зубную щетку из щетины и игральные карты — всё это тоже их изобретения. Деление года на 365 дней, использование кокса как топлива, меха с гидравлическим приводом, возможно, даже многоступенчатая ракета — вот ещё некоторые достижения Китая. Первые выплавки чугуна, десятки других изобретений, которыми мир обязан именно Китаю…

Многочисленность китайского населения приводит к тому, что его начинают не только завидовать, но и бояться.
Китайцы часто стремятся сохранить свою идентичность, что проявляется в замкнутости диаспор, действующих во многих странах. Они придерживаются традиций и законов, действовать которые распространяется даже за пределами их стран проживания. Это неудивительно, ведь когда-то Китай закрывал границы для иностранцев, оставаясь непонятным для европейцев. Непознанное всегда вызывало тревогу.

За последние десятилетия Китай быстро развивался и стал второй по номинальному ВВП экономикой мира после США. До появления вируса никто не сомневался (сегодня делать прогнозы затруднительно), что в скором времени Поднебесная возглавит мировой рынок экономики. Такое развитие вызывало сильную ревность и беспокойство у многих государств, прежде всего у Соединенных Штатов.
Много китайцев. Слишком много. Это внушает страх поглощения даже неродственным им народам. Жителей Поднебесной считают хитрыми и практичными, что напоминает стереотип о евреях. С китайцами сложно торговаться и вести деловые отношения: они борются за каждую копейку. Это объяснимо из-за большой численности населения, которая часто заставляет их выживать (поэтому отчасти «питаться всем подряд»). Многие граждане КНР осваивают этот навык с детства, о чем свидетельствуют подземные китайские заводы и детский труд.
В Китае экономия и прибыль — все идет в производство: отходы собственные и других стран. Возможно поэтому Китай поставляет сувениры всему миру. Не брезгуют китайцы заимствованием чужих идей, технологий и производственных секретов, реализуя их мастерски. Это может вызывать раздражение.
Есть ещё причина нелюбви к Китаю — политическая. Восточные ценности, пропагандируемые в этой стране, неприемлемы для либеральной Европы и западного мира. Китайский коллективизм и приоритет общего над частным противостоят западной философии индивидуализма, личного счастья и свободы каждого. С такой точки зрения китайцев можно воспринимать как роботов, служащих общему благу, которых нужно направить на путь самореализации. Такое видение имеет право на существование, ведь без раскрытия потенциала и желаний невозможно личное счастье. Зато возможно общественное счастье (в том числе быстрая победа над коронавирусом), как доказывает пример Китая. Спор этих полярных точек зрения вечен и едва ли когда-нибудь придёт к компромиссу. Такое радикальное отличие в мировоззрении китайцев и европейцев – ещё одна почва для расизма.
Концлагеря и видеослежка
Китайцам тоже не чужды ксенофобские настроения, например, к мусульманам. Особенно это касается этнических казахов, проживающих на границе Китая и Казахстана – в самом большом автономном округе страны, Уйгурском.
С 1950-х годов Пекин проводит в этих краях политику усиленной «ханизации», переселяя туда титульную нацию. А уже в 1960-х оттуда стали выселять всех, кто не принадлежал к китайской национальности: казахов, уйгуров, монголов, дунган и так далее. Выселение сопровождалось ущемлением прав коренного некитайского населения – людей «высаживали» в засушливых и пустынных регионах края.

Полагают, что притеснения продолжаются в данном автономном округе. В 2018 году американская организация Human Rights Watch опубликовала доклад о преследованиях мусульман в китайском регионе Синьцзян. По данным организации, за последние годы уйгуров массово и часто без причин задерживают, после чего помещают в тюрьмы и концлагеря. Миллионы людей находятся под постоянным видеонаблюдением. Официальный Пекин и жители Китая это отрицают.

Расизм в Китае имеет глубокие исторические корни, поэтому найти виноватых невозможно. Но всё же причинами ксенофобии к китайцам могут быть и собственные предрассудки китайцев.
Расизм и Эйнштейн
Мы затронули объективные социальные причины, привлекающие синофобию, но это не снимает слагаемых глубинных факторов. В противном случае расизм был бы присущ всем. Тем не менее в одном обществе люди по-разному подвержены ксенофобским настроениям.
В статьях «Великое Злодеяние»: психология геноцида» и «Обыкновенный фашизм: причины и следствия» рассматривались, помимо прочего, причины расизма. Яркое проявление ксенофобии свойственно определенному типу людей. Объект ненависти – евреи, русские, американцы, армяне или китайцы – не так важен. Портрет расиста (любого, не только того, кто ненавидит китайцев) условен, но ему, как правило, присущи стереотипное мышление, озлобленность, глубокое чувство неполноценности, стремление к славе и власти, одновременно слепое подражание и преклонение перед авторитетом, склонность к зависти к более успешным с их точки зрения людям. Расовая ненависть обычно направлена на последних.
Основным основанием расизма являются защитные механизмы психики: проекция и вытеснение. Человек, не желающий видеть в себе неприятных и осуждаемых обществом качеств, часто обращает внимание на них у других (как гласит поговорка о бревне в глазу). В отсутствие подходящего объекта для «перекладывания» таких свойств удобно иметь внешнего врага, который станет вместилищем этого отрицательного внутреннего я.
Многие люди обладают «теневыми» сторонами, поэтому расистские настроения могут проявляться у многих – вопрос лишь в степени. Это показало исследование профессора Джофри Уотке, который использовал многолетние данные опросов 44 873 жителей США старше 18 лет. Все опрошенные были европейцами, женщины составили 56% интервьюируемых. Результаты оказались шокирующими: 88,8% утверждали, что поддерживают совместное обучение в школе белых и темнокожих детей, а 71,5% полагают, что для афроамериканцев существует проблема дискриминации на рынке труда. При этом лишь 11,8% были согласны с принятием законов, которые боролись бы с таким положением вещей, 38,1% белых американцев полагали, что темнокожие ленивы, 18,3% – что они необразованные, а 29,3% не желали иметь соседей-афроамериканцев. Только 23,1% опрошенных действительно хотели, чтобы их дети ездили на одном автобусе в школу с темнокожими ребятами. «Толерантность» выглядит иначе. Как и в природной человеческой агрессии, здесь нет ничего противоестественного. А вот вредного много: расизм порождает ненависть, от которой страдают сами расисты.
Ксенофобия может проявиться даже у выдающихся личностей. Так, Альберт Эйнштейн во время путешествий по Азии и Ближнему Востоку в 1922-1923 годах писал о китайцах как о «трудолюбивых, грязных и умственно отсталых людях», добавляя, что «даже дети там вялые и заторможенные». Китайцы не обиделись на гениального еврея, заявив, что он «приехал в Китай не в то время». Вероятно, сработала восточная мудрость: доля расизма свойственна и самим китайцам. Главное – осознавать эти позывы и замечать «бревно в глазу» прежде всего у себя.