Жёлтая угроза: синофобия и COVID-19

«Можно есть всё, кроме Луны и её отражения в воде» – гласит китайская пословица. Злые языки изменили её: «Китайцы едят всё, у чего есть четыре ноги, кроме столов, и всё, что летает, кроме самолетов». Из-за коронавируса, предполагаемого от летучих мышей, мир захватила очередная волна расизма по отношению к гражданам КНР. После того, как человечество оказалась на грани глобальной катастрофы, такое отношение можно понять, но не принять. Люди в целом не виновны в случившемся – пострадали также и они. Сильная ненависть никогда ничего хорошего не несла ни для тех, кого ненавидят, ни для самих ненавидящих. Тем более что Китай – одна из самых могущественных держав планеты. После вспышки Covid-19 местный расизм может перерасти в более масштабный. Поэтому предлагаем трезво взглянуть на вещи и рассмотреть проблему синофобии не только с точки зрения «они едят всё подряд», но и с учетом более глубоких причин, которые есть.

©t.me / Автор: Артем Фомин

Мы – не вирус

Представим ситуацию до закрытия границ всеми странами. Сначала ограничения ввели для граждан Китая. С Поднебесной прервали связь многие государства и авиакомпании. В этом была веская причина – безопасность, но были, так сказать, и «перегибы на местах». На отдельных выходцев из КНР лились оскорбления разного рода. В толерантной Европе прохожие советовали китайцам надевать маски при встрече на улицах. Возможно, это тоже было оправданно, но как быть с явным расизмом?

В социальных сетях обвиняли китайцев в непомерной требовательности к еде. Особое осуждение получила публикация в Twitter, где девушка азиатской внешности разделывает и кушает летучую мышь. При этом мало кто интересовался тем, что этот инцидент произошел не в Китае, а на острове Палау – во время развлекательного шоу, похожего на «Орла и решки», где ведущая пробовала местную кухню.

Местных жителями с азиатской внешностью отказывались заселять в отели, обслуживать в ресторанах и такси, пассажиры общественного транспорта требовали высадить их на первой же остановке. Синофобские статьи публиковались даже в толерантных европейских СМИ. Так, французское издание Courrier Picard 26 января опубликовало сразу два материала под заголовками «Желтая тревога» и «Желтая угроза». Потом пришлось извиняться, но волна ксенофобии уже была запущена.

Предупреждение на входе в хостел. Минск / ©t.me

Китайцы быстро отреагировали: выходили на митинги и акты гражданского неповиновения с плакатами «Мы не вирус». Однако, помощь от этого была небольшой. Мало кто понимал, что в Китае проживает около миллиарда человек. Из-за этого при вспышке новой инфекции на Земле существует один шанс из семи, что эпидемия возникнет именно в Китае: там просто большое население.

Люди под хештегом #JeNeSuisPasUnVirus делятся историями о дискриминации, вызванной растущим беспокойством по поводу распространения новой коронавирусной инфекции.

Китайцев продолжали обвинять в том, что из-за их всеящности возникла пандемия и теперь страдает весь мир. С одной стороны, это правда, с другой – причины синофобии куда глубже. Задача науки состоит в том, чтобы понять их глубину и беспристрастно разложить по полочкам.

Психология малых различий

Китайскую культуру называют варварской только из-за её отличающихся от европейских гастрономических традиций. Расизм всегда основывается на противопоставлении «я – другой», то есть на природном страхе перед чем-то непохожим, «другим». Впрочем, китайцев не любили давно и многие. Психологам и политологам известно, что нет более непримиримых врагов, чем народы с малыми различиями. Именно поэтому синофобия во все времена была распространена прежде всего в странах, граничащих с Китаем, и в тех, где жили схожие с китайцами нации, относящиеся к монголоидам.

Чем сильнее народы похожи друг на друга, тем явственнее обособляются. Вспомните русских и украинцев. Поэтому враждебность к китайцам (и наоборот) испокон веков проявляли казахи, монголы, тибетцы, японцы, корейцы, вьетнамцы и другие жители Юго-Восточной Азии. Корни такой ксенофобии, вероятно, лежат в той же плоскости, что и нетерпимость к соседям в традиционных сообществах. «Похожи на нас, но не совсем как мы, и рядом, значит, могут угрожать нам и нашей целостности» – вот суть таких рассуждений.

Железнодорожный вокзал Шанхая после бомбежки японскими силами.

Массовое истребление китайцев перед Второй мировой войной стало одним из самых кровавых последствий страха. Япония напала на Китай, что привело к геноциду, вызванному ксенофобией. Жители Китая считают, что война началась не в 1939 году, а в 1933-м.

В Нанкине, столице Китайской Республики, во время Второй японо-китайской войны японские солдаты устроили массовые убийства и изнасилования мирных жителей.

Китайский вопрос

Откуда же тогда синофобия у европейцев? Причин много. Некоторые похожи на те, по которым недолюбливают евреев: например, поразительная успешность Поднебесной и в прошлом, и сегодня. Ведь китайской цивилизации около пяти тысяч лет (и никак не меньше 3,5 тысячи), это одна из самых древних стран планеты. Достаточно перечислить достижения Китая для всего человечества: китайцы изобрели бумагу, книгопечатание, порох и компас, придумали отрицательные числа, весло, колокол, барабан, вилку, фарфор, вентилятор, первыми стали культивировать просо, сою, чай и рис, использовать соль, изготавливать сброженные напитки и шелк. Арбалет, рыболовную катушку, бумажные деньги, газовые баллончики, фейерверки, зубную щетку из щетины и игральные карты — всё это тоже их изобретения. Деление года на 365 дней, использование кокса как топлива, меха с гидравлическим приводом, возможно, даже многоступенчатая ракета — вот ещё некоторые достижения Китая. Первые выплавки чугуна, десятки других изобретений, которыми мир обязан именно Китаю…

Производство бумаги / ©europapier.ru

Многочисленность китайского населения приводит к тому, что его начинают не только завидовать, но и бояться.
Китайцы часто стремятся сохранить свою идентичность, что проявляется в замкнутости диаспор, действующих во многих странах. Они придерживаются традиций и законов, действовать которые распространяется даже за пределами их стран проживания. Это неудивительно, ведь когда-то Китай закрывал границы для иностранцев, оставаясь непонятным для европейцев. Непознанное всегда вызывало тревогу.

Глубокое бурение / ©news.myseldon.com

За последние десятилетия Китай быстро развивался и стал второй по номинальному ВВП экономикой мира после США. До появления вируса никто не сомневался (сегодня делать прогнозы затруднительно), что в скором времени Поднебесная возглавит мировой рынок экономики. Такое развитие вызывало сильную ревность и беспокойство у многих государств, прежде всего у Соединенных Штатов.

Много китайцев. Слишком много. Это внушает страх поглощения даже неродственным им народам. Жителей Поднебесной считают хитрыми и практичными, что напоминает стереотип о евреях. С китайцами сложно торговаться и вести деловые отношения: они борются за каждую копейку. Это объяснимо из-за большой численности населения, которая часто заставляет их выживать (поэтому отчасти «питаться всем подряд»). Многие граждане КНР осваивают этот навык с детства, о чем свидетельствуют подземные китайские заводы и детский труд.

В Китае экономия и прибыль — все идет в производство: отходы собственные и других стран. Возможно поэтому Китай поставляет сувениры всему миру. Не брезгуют китайцы заимствованием чужих идей, технологий и производственных секретов, реализуя их мастерски. Это может вызывать раздражение.

Есть ещё причина нелюбви к Китаю — политическая. Восточные ценности, пропагандируемые в этой стране, неприемлемы для либеральной Европы и западного мира. Китайский коллективизм и приоритет общего над частным противостоят западной философии индивидуализма, личного счастья и свободы каждого. С такой точки зрения китайцев можно воспринимать как роботов, служащих общему благу, которых нужно направить на путь самореализации. Такое видение имеет право на существование, ведь без раскрытия потенциала и желаний невозможно личное счастье. Зато возможно общественное счастье (в том числе быстрая победа над коронавирусом), как доказывает пример Китая. Спор этих полярных точек зрения вечен и едва ли когда-нибудь придёт к компромиссу. Такое радикальное отличие в мировоззрении китайцев и европейцев – ещё одна почва для расизма.

Концлагеря и видеослежка

Китайцам тоже не чужды ксенофобские настроения, например, к мусульманам. Особенно это касается этнических казахов, проживающих на границе Китая и Казахстана – в самом большом автономном округе страны, Уйгурском.
С 1950-х годов Пекин проводит в этих краях политику усиленной «ханизации», переселяя туда титульную нацию. А уже в 1960-х оттуда стали выселять всех, кто не принадлежал к китайской национальности: казахов, уйгуров, монголов, дунган и так далее. Выселение сопровождалось ущемлением прав коренного некитайского населения – людей «высаживали» в засушливых и пустынных регионах края.

В районе Дабаньчэн, Синьцзян-Уйгурской автономной области находится «Центр перевоспитания».

Полагают, что притеснения продолжаются в данном автономном округе. В 2018 году американская организация Human Rights Watch опубликовала доклад о преследованиях мусульман в китайском регионе Синьцзян. По данным организации, за последние годы уйгуров массово и часто без причин задерживают, после чего помещают в тюрьмы и концлагеря. Миллионы людей находятся под постоянным видеонаблюдением. Официальный Пекин и жители Китая это отрицают.

Уйгуры в Синьцзяне, май 2019 года / ©barbed.ua

Расизм в Китае имеет глубокие исторические корни, поэтому найти виноватых невозможно. Но всё же причинами ксенофобии к китайцам могут быть и собственные предрассудки китайцев.

Расизм и Эйнштейн

Мы затронули объективные социальные причины, привлекающие синофобию, но это не снимает слагаемых глубинных факторов. В противном случае расизм был бы присущ всем. Тем не менее в одном обществе люди по-разному подвержены ксенофобским настроениям.

В статьях «Великое Злодеяние»: психология геноцида» и «Обыкновенный фашизм: причины и следствия» рассматривались, помимо прочего, причины расизма. Яркое проявление ксенофобии свойственно определенному типу людей. Объект ненависти – евреи, русские, американцы, армяне или китайцы – не так важен. Портрет расиста (любого, не только того, кто ненавидит китайцев) условен, но ему, как правило, присущи стереотипное мышление, озлобленность, глубокое чувство неполноценности, стремление к славе и власти, одновременно слепое подражание и преклонение перед авторитетом, склонность к зависти к более успешным с их точки зрения людям. Расовая ненависть обычно направлена на последних.

Основным основанием расизма являются защитные механизмы психики: проекция и вытеснение. Человек, не желающий видеть в себе неприятных и осуждаемых обществом качеств, часто обращает внимание на них у других (как гласит поговорка о бревне в глазу). В отсутствие подходящего объекта для «перекладывания» таких свойств удобно иметь внешнего врага, который станет вместилищем этого отрицательного внутреннего я.

Многие люди обладают «теневыми» сторонами, поэтому расистские настроения могут проявляться у многих – вопрос лишь в степени. Это показало исследование профессора Джофри Уотке, который использовал многолетние данные опросов 44 873 жителей США старше 18 лет. Все опрошенные были европейцами, женщины составили 56% интервьюируемых. Результаты оказались шокирующими: 88,8% утверждали, что поддерживают совместное обучение в школе белых и темнокожих детей, а 71,5% полагают, что для афроамериканцев существует проблема дискриминации на рынке труда. При этом лишь 11,8% были согласны с принятием законов, которые боролись бы с таким положением вещей, 38,1% белых американцев полагали, что темнокожие ленивы, 18,3% – что они необразованные, а 29,3% не желали иметь соседей-афроамериканцев. Только 23,1% опрошенных действительно хотели, чтобы их дети ездили на одном автобусе в школу с темнокожими ребятами. «Толерантность» выглядит иначе. Как и в природной человеческой агрессии, здесь нет ничего противоестественного. А вот вредного много: расизм порождает ненависть, от которой страдают сами расисты.

Ксенофобия может проявиться даже у выдающихся личностей. Так, Альберт Эйнштейн во время путешествий по Азии и Ближнему Востоку в 1922-1923 годах писал о китайцах как о «трудолюбивых, грязных и умственно отсталых людях», добавляя, что «даже дети там вялые и заторможенные». Китайцы не обиделись на гениального еврея, заявив, что он «приехал в Китай не в то время». Вероятно, сработала восточная мудрость: доля расизма свойственна и самим китайцам. Главное – осознавать эти позывы и замечать «бревно в глазу» прежде всего у себя.