Канадские ученые провели эксперимент, показавший, что в критические моменты полета летчицы могут демонстрировать лучшие результаты, чем их коллеги-мужчины. Исследователи полагают, что эти данные указывают на необходимость более пристального рассмотрения сильных сторон женщин-пилотов при подготовке и оценке квалификации летного состава.
В научной литературе часто отмечают гендерные различия в зрительном внимании при решении задач, связанных с восприятием и познанием. Однако о том, как эти различия проявляются в практических ситуациях, например, в авиации, данных немного. Принимая во внимание существующее гендерное неравенство в авиационной отрасли, исследователи из Университета Ватерлоо (Канада) решили более детально изучить этот вопрос.
Сегодня более 90% пилотов в авиакомпаниях — мужчины, составляет от 10% до 25, составляет в большинстве стран этот показатель составляет 5-6%. В России он еще ниже, однако в Шереметьевском профсоюзе летного состава ранее сообщали, в «Аэрофлоте» работает около ста женщин-пилотов, что составляет примерно 5% от всего персонала.
Для проведения эксперимента канадские исследователи применили авиасимулятор с высокой степенью реалистичности и очки, позволяющие отслеживать направление взгляда. Это позволило ученым установить взаимосвязь между зрительным поведением пилотов, их летными навыками и уровнем ситуационной осведомленности гражданской авиации с небольшим налетом (менее 300 часов).
В испытаниях приняли участие 20 человек, поровну разделенные между женщинами (10) и мужчинами (10). Участникам предстояло выполнить взлет и посадку в различных ситуациях, включая типичные и аварийные, такие как отказ двигателей или сложные условия приземления. Данные сценарии были разработаны с целью оценки поведения пилотов в стрессовых ситуациях.
Хотя анализ зрительного поведения и внимания летчиков не выявил существенных гендерных различий, результаты тестов продемонстрировали, что реакция женщин была четче и последовательнее. Они, как правило, допускали меньше ошибок в управлении полетом при повышении уровня стресса, точнее заходили на посадку, в аварийных ситуациях быстрее выполняли задачи и демонстрировали лучшую ситуационную осведомленность.
Исследователи отметили, что сделанные открытия имеют значение, так как они ставят под сомнение устоявшиеся взгляды на превосходство мужчин в авиации и стимулируют необходимость пересмотра методов оценки пилотов. Их статья вышла в издании Материалы симпозиума по исследованию и применению отслеживания взгляда 2025 года (ETRA ’25) .
«Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях позволяет создавать более действенные программы обучения пилотов, улучшать конструкцию кабины и совершенствовать авиационные системы», — заявила одна из соавторов научной работы Сюзанна Кернс (Suzanne Kearns). Она добавила, что сегодня, когда авиационная отрасль сталкивается с нехваткой пилотов, как никогда важно в полной мере раскрывать потенциал летчиков, независимо от их половой принадлежности.