Чрезмерная снисходительность по отношению к женщине, работающей в профессиональной сфере, может препятствовать её профессиональному росту и негативно сказываться на результативности её работы в перспективе.
Исследователи из американского Колледжа искусств и наук установили, что женщины чаще становятся объектами так называемой белой лжи («невинной лжи», подразумевающей неправдивый ответ, который смягчает неприятное мнение о предмете обсуждения), по сравнению с мужчинами. Материал, посвященный этой теме опубликована в издании Personality and Social Psychology Bulletin.
Иногда люди прибегают к небольшой лжи, например, когда говорят, что кто-то выглядит хорошо после бурной ночи или что неудачная стрижка выглядит неплохо. В определенных обстоятельствах такая неправда может просто помочь человеку успокоиться и не причинит существенного вреда.
Однако, если такая ложь становится регулярной, она может повлечь за собой совершенно иные последствия происходит на работе, где важна честная обратная связь, пусть даже неприятная. Здесь «невинная ложь», призванная сохранять отношения, избегать причинения вреда другому или представлять себя в позитивном свете, мешает человеку выносить адекватные выводы и улучшать свои компетенции. В результате, вопреки добрым намерениям говорящего неправду, работник не может расти и развиваться, а общее дело страдает.
Для изучения того, как гендерные стереотипы влияют на восприятие информации о работниках, исследователи провели два цикла экспериментов. В рамках первого этапа они оценивали, как участники интерпретируют действия другого человека. Испытуемым представляли гипотетическую ситуацию, в которой менеджер давал оценку деятельности сотрудника, и показывали, какой тип обратной связи он выбрал для передачи непосредственно работнику. Отзывы распределялись случайным образом: от наиболее правдивых и строгих до наименее правдивых и смягченных. После этого участники должны были определить пол сотрудника, основываясь на предоставленной обратной связи.
«В большинстве случаев участники догадывались, что неэффективным сотрудником, получившим «белую ложь» — наименее правдивую, но самую приятную форму обратной связи, является женщина», — отмечает один из авторов исследования, Лили Джампол. По мнению ученых, полученные результаты указывают на то, что участники воспринимают подобный способ предоставления обратной связи как распространенный и ожидаемый.
Во второй части исследования была рассмотрена вероятность того, что сами испытуемые проявили бы схожее поведение. Участникам предложили оценить два эссе, написанные небрежно, с указанием только инициалов авторов – AB или SB. Пол авторов при этом оставался неизвестным. Поскольку участники не знали пол авторов и оценка производилась анонимно, полученные результаты отражали их истинные мысли об эссе.
После того, как испытуемым были озвучены оценки, их попросили поделиться отзывами напрямую с каждым писателем в чате, чтобы авторы могли улучшать свои навыки. В этот момент были раскрыты имена участников (Эндрю или Сара), что показало, что один из них – мужчина, а другой – женщина. Участники выставили оценки каждому автору и предоставили им содержательные комментарии, направленные на совершенствование их будущих работ.
Выяснилось, что участники в среднем демонстрировали тенденцию к завышению оценок женщине, работающей писателем: оценки, которые они давали, зная пол автора, были значительно выше, чем при анонимном оценивании. Кроме того, Саре оставляли больше одобрительных замечаний, чем Эндрю. В то же время, личная обратная связь для писателя-мужчины практически не отличалась от оценок, которые ему давали, не зная его пола.
Новое исследование подтверждает выводы предыдущих работ, в которых, в частности, было показано, что при оценке персонала женщин чаще характеризуют более мягкими и позитивными словами, в то время как их объективные показатели эффективности описываются менее благоприятно (даже при сопоставимых уровнях производительности и личностных качеств сотрудников разного пола). По мнению исследователей, подобные искажения негативно влияют как на самих работников, так и на общие результаты деятельности компании.