Страх перед Китаем и пандемия коронавируса

«Есть можно все, кроме Луны и ее отражения в воде» – так гласит китайская пословица. Злоумышленники изменили ее: «Китайцы употребляют в пищу все, у чего есть четыре ноги, за исключением столов, и все, что летает, кроме самолетов». В связи с коронавирусом, который, по мнению специалистов, возник из-за употребления в пищу летучих мышей, мир охватила новая волна расизма по отношению к жителям Китая. И когда все мы оказались на пороге глобальной катастрофы, такое отношение можно понять, хотя и трудно принять. Ведь люди в целом не виноваты в случившемся – они также пострадали. А сильная неприязнь никогда не приносила пользы ни тем, кого презирают, ни тем, кто испытывает это чувство. Особенно учитывая, что Китай является одной из самых влиятельных стран в мире. После распространения Covid-19 локальный расизм может перерасти в более масштабное явление. Поэтому предлагаем объективно оценить ситуацию и рассмотреть проблему синофобии не только с точки зрения «они едят все подряд», но и с учетом более глубоких факторов. И эти факторы существуют.

Мы – не вирус

Давайте вернемся немного назад во времени. Прежде чем страны закрыли свои границы для всех, ограничения были введены в отношении граждан Китая. Связи с Китаем были разорваны не только многими государствами, но и авиакомпаниями. В этом была определенная логика – обеспечение безопасности, однако имели место, как отмечают, и «излишние меры» на местах. В отношении отдельных лиц, выходцев из КНР, звучали оскорбления различного рода. В толерантной Европе прохожие рекомендовали китайцам использовать маски, если они видели их на улицах. И это, возможно, тоже было обоснованно, но что касается открытого расизма?

В социальных сетях китайцев критиковали за якобы нетрадиционные вкусовые предпочтения. Особенно негативную реакцию вызвал ролик в Twitter, на котором девушка азиатской внешности разделывает и употребляет в пищу летучую мышь. При этом, практически никто не обратил внимания на то, что употребление этого животного происходило не в Китае, а на острове Палау – в рамках развлекательной программы, аналогичной российскому шоу «Орла и решки», где ведущая попробовала блюда местной кухни.

Людям с азиатскими чертами лица отказывали в размещении в отелях, обслуживании в ресторанах и вызове такси, а в общественном транспорте пассажиры требовали немедленной высадки на ближайшей остановке. Даже в либеральных европейских СМИ появлялись статьи, проникнутые синофобией. Например, французское издание Courrier Picard 26 января опубликовало сразу два материала под заголовками «Желтая тревога» и «Желтая угроза». Впоследствии, однако, пришлось принести извинения, но волна ксенофобии уже начала распространяться.

Реакция китайцев не заставила себя долго ждать: люди выходили на пикеты и организовывали флешмобы, демонстрируя транспаранты с надписью «Мы/Я – не вирус». Однако эти действия приносили незначительный эффект. И немногие осознавали, что в Китае проживает около миллиарда человек. Поэтому, если на планете происходит вспышка новой инфекции, – один шанс из семи, что это произойдет именно в Китае: там просто очень большая численность населения.

Тем не менее, китайцев продолжали упрекать: утверждали, что они потребляют всё подряд – и вот результат, а теперь страдает весь мир. С одной стороны, в этом есть доля истины, но корни синофобии гораздо сложнее. И задача науки заключается в том, чтобы понять, насколько эти корни глубоки, и беспристрастно проанализировать их.

Психология малых различий

Китайцев именуют варварами лишь из-за их иных гастрономических обычаев, отличающихся от европейских. Расизм всегда основывался на противопоставлении «свой – чужой», то есть на естественном страхе перед тем, что не похоже на знакомое, «другое». Однако китайцев не жаловали давно и многие. Психологи и политологи знают, что не бывает более непримиримых противников, чем народы с незначительными различиями. Поэтому синофобия всегда была наиболее распространена в государствах, находящихся вблизи Китая, а также в тех, где проживали народы, внешне напоминающие китайцев и относящиеся к монголоидам.

Чем больше народы схожи между собой, тем отчетливее они стремятся выделиться друг от друга (в качестве примера можно вспомнить русских и украинцев). Поэтому казахи, монголы, тибетцы, японцы, корейцы, вьетнамцы и другие жители Юго-Восточной Азии на протяжении длительного времени демонстрировали враждебность к китайцам и наоборот. Скорее всего, причины подобной неприязни к чужакам коренятся в тех же принципах, что и нетерпимость к соседствующим народам в традиционных обществах. «Они напоминают нас, но не идентичны нам, и они находятся поблизости, следовательно, могут представлять угрозу для нас и нашей стабильности» – таков основной посыл подобных суждений.

Кровавые последствия подобного страха проявились в массовых убийствах китайцев, произошедших перед Второй мировой войной, когда Япония напала на Китай. Именно поэтому жители Поднебесной полагают, что начало войны пришлось на 1933 год, а не на 1939-й. Японцы совершили в Китае настоящий геноцид, спровоцированный ксенофобией.

Китайский вопрос

Как же тогда объясняется синофобия среди европейцев? Причин много, и некоторые из них перекликаются с теми, по которым не любят евреев: например, впечатляющие успехи Китая. И речь идет не только о современном периоде, но и о прошлом. Ведь китайской цивилизации, согласно некоторым данным, насчитывается около пяти тысяч лет (а уж точно не меньше 3,5 тысячи), что делает ее одной из древнейших стран на планете. Вклад Китая в развитие всего человечества огромен, достаточно лишь перечислить некоторые достижения: китайцы создали бумагу, изобрели книгопечатание, порох и компас, придумали отрицательные числа, весло, колокол, барабан, вилку, фарфор, вентилятор, первыми стали выращивать просо, сою, чай и рис, использовать соль, производить ферментированные напитки и шелк. Они же разработали арбалет, рыболовную катушку и бумажные деньги, газовые баллончики, фейерверки, зубную щетку из щетины и игральные карты. Кроме того, китайцы впервые разделили год на 365 дней, стали использовать кокс в качестве топлива, изобрели механические устройства с гидравлическим приводом и, возможно, даже многоступенчатую ракету, мину, впервые выплавили чугун, не говоря уже о множестве других изобретений, которыми мир обязан Китаю.

А учитывая значительную численность китайского населения, не удивительно, что им начинают не только завидовать, но и испытывать страх. Впрочем, сами китайцы не всегда стремятся к ассимиляции: существующие во многих странах китайские общины характеризуются высокой степенью обособленности и приверженности собственным традициям и негласным правилам, которые соблюдаются даже за пределами Китая. Это вполне объяснимо, поскольку когда-то китайская сторона ограничивала доступ в страну для иностранцев, не допуская туда никого. В представлении европейцев это всегда была обширная, непонятная и крайне закрытая страна: а непонятное, как мы знаем, всегда вызывает настороженность.

Еще одной причиной неприязни является обычная зависть. Китай демонстрировал стремительный рост в последние десятилетия и достиг второго места в мире по номинальному ВВП после Соединенных Штатов. До начала пандемии никто не сомневался (сегодня делать какие-либо прогнозы затруднительно), что экономика Китая в будущем превзойдет по этому показателю экономику США. Это порождало сильное чувство ревности и настороженности у многих стран, в первую очередь у Соединенных Штатов.

Высокая численность китайского населения также является фактором, вызывающим опасения по поводу доминирования даже среди народов, не имеющих с ними родственных связей. Кроме того, жителей Поднебесной часто считают хитрыми и практичными, что вызывает ассоциации со стереотипами, распространенными в отношении евреев. Действительно, ведение переговоров и деловых отношений с китайцами может быть сложным, поскольку они стремятся получить максимальную выгоду. Это объясняется, в частности, необходимостью выживать в условиях высокой конкуренции, что иногда приводит к необходимости использовать любые доступные ресурсы. При этом многие граждане КНР приобретают этот навык еще в детском возрасте, о чем свидетельствуют рассказы о нелегальных китайских производствах и использовании детского труда.

Уже не стоит упоминать о способности этого народа создавать ценный продукт из, казалось бы, незначительного сырья: в Китае экономят на всем и при этом получают прибыль – любые отходы направляются в производство. И речь идет не только о собственных отходах, но и о тех, что поступают из других государств. Возможно, именно поэтому Китай способен обеспечивать все уголки планеты сувенирами, произведенными на его территории. Китайцы не стесняются заимствовать и даже копировать чужие идеи, технологии и производственные секреты, умело реализуя их. Это действительно может вызывать недовольство.

Впрочем, существует и другая причина неприязни к КНР – политическая. Это вполне объяснимо, поскольку восточные ценности, продвигаемые в Китае, отличаются от тех, что приняты в либеральной Европе и западном мире в целом. Коллективистский подход Поднебесной и приоритет общего над личным принципиально расходятся с западной философией, основанной на индивидуализме, стремлении к личному счастью и свободе каждого. С этой точки зрения китайцев можно справедливо считать людьми, используемыми для достижения общих целей, и нуждающимися в срочном поощрении к самореализации. И такое восприятие имеет право на существование, поскольку без раскрытия своего потенциала и реализации желаний невозможно достичь личного счастья. Вместе с тем, возможно общественное благополучие (и, например, оперативное преодоление пандемии коронавируса), что и подтверждает опыт Китая. Дискуссия между этими двумя противоположными точками зрения бесконечна и вряд ли когда-нибудь приведет к соглашению. А столь существенное различие в мировоззрении китайцев и европейцев – еще один аргумент для поддержки расистских взглядов.

Концлагеря и видеослежка

Китайцам самим не чужды ксенофобские настроения. В частности, это проявляется в их отношении к мусульманам, особенно к этническим казахам, которые исторически проживают на границе Китая и Казахстана – в самом большом автономном округе страны, Уйгурском. Начиная с 1950-х годов, Пекин проводил в этих регионах политику интенсивной «ханизации», переселяя туда представителей титульной национальности. А в 1960-х началось выселение всех, кто не принадлежал к китайской национальности: казахов, уйгуров, монголов, дунган и других. Это выселение сопровождалось нарушением прав коренного, некитайского населения – людей «высаживали» в засушливых и пустынных районах.

По имеющимся сведениям, притеснения в этом автономном округе продолжаются. К примеру, известная американская правозащитная организация Human Rights Watch в 2018 году обнародовала отчет, в котором говорилось о преследованиях мусульман в китайском регионе Синьцзян. Согласно информации организации, в последние годы там широко и нередко без видимых причин задерживают уйгуров, после чего помещают их в тюрьмы и концлагеря. Миллионы жителей постоянно находятся под видеонаблюдением. Официальный Пекин и сами жители Поднебесной это отрицают.

Расизм в Китае имеет глубокие исторические корни, поэтому поиск виновных и справедливых решений в этой ситуации невозможен. Однако, как известно, любой дым имеет причину, и еще одним фактором, вызывающим неприязнь к китайцам, является ксенофобия, проявляемая самими китайцами.

Расизм и Эйнштейн

Мы обсудили объективные социальные причины, вызывающие синофобию, однако они не исключают более глубокие факторы. Иначе расизм был бы распространен повсеместно. Тем не менее, в рамках одного общества люди неодинаково восприимчивы к ксенофобским тенденциям.

В работах «Великое злодеяние»: психология геноцида» и «Обыкновенный фашизм: причины и следствия» мы рассматривали, в частности, истоки расизма. Яркое проявление ксенофобии характерно в первую очередь для определенного типа личности. И объект ненависти – евреи, русские, американцы, армяне или китайцы – к сожалению, не играет существенной роли. Портрет расиста (любого, вне зависимости от того, кого он ненавидит) является условным, но обычно включает в себя следующие черты: стереотипное мышление, злоба, глубокое чувство собственной неполноценности, желание добиться славы и власти, а также слепое подражание и преклонение перед авторитетами, склонность к зависти к людям, которые, по их мнению, преуспевают. На последних, как правило, и направлена расовая ненависть.

Основной же причиной расизма выступают защитные психологические механизмы: проекция и вытеснение. Человек, стремясь избежать самоанализа, склонен видеть недостатки в других (что отражает известную поговорку о бревне в собственном глазу). Как правило, это те качества, которые человек считает неприемлемыми и социально не одобряемыми. И если нет возможности переложить на кого-то эти черты, удобно иметь внешнего врага, который станет «контейнером» для нежелательных аспектов собственной личности.

Схожие скрытые аспекты свойственны многим людям, поэтому расистские настроения в той или иной форме могут проявляться у значительной части населения – решающее значение имеет их интенсивность. Подобные выводы были получены в результате исследования, проведенного американским профессором Джеффри Уотке, который проанализировал многолетние данные опросов, охватившие 44 873 жителя США старше 18 лет. Среди участников опроса были представлены исключительно европейцы, афроамериканцы не участвовали, при этом женщины составили 56% от общего числа респондентов. Полученные результаты оказались неожиданными: 88,8% выразили поддержку совместного обучения детей разных рас в школах, и 71,5% считают, что афроамериканцы сталкиваются с дискриминацией при трудоустройстве. Однако лишь 11,8% высказались за принятие законодательных актов, направленных на устранение данной проблемы. 38,1% белых американцев считают темнокожих ленивыми, 18,3% – необразованными, а 29,3% не хотели бы иметь соседей-афроамериканцев. Лишь 23,1% опрошенных действительно желали бы, чтобы их дети ездили на одном автобусе в школу с темнокожими ребятами. Вот такая «толерантность». Но, похоже, как и в природной человеческой агрессии, в этом нет ничего неестественного. Однако негативные последствия есть, и их много: расизм провоцирует ненависть, которая причиняет страдания как самим расистам.

Даже наиболее значимые люди могут демонстрировать ксенофобию. Например, во время путешествия по Азии и Ближнему Востоку в 1922–1923 годах Альберт Эйнштейн описал китайцев как «трудолюбивых, нечистых и недостаточно развитых умственно». Он также отметил, что «даже дети там вялые и заторможенные». Китайцы не стали возмущаться из-за высказываний гениального еврея, предположив, что он посетил Китай в неподходящее время. Возможно, проявилась восточная мудрость, ведь расизм присущ и самим китайцам. Важно уметь осознавать подобные импульсы и замечать «бревно в глазу» прежде всего в себе.