В ряде компаний информация о размерах зарплат сотрудников является конфиденциальной, в то время как другие работодатели выбирают открытость в этом вопросе. Считается, что последний подход помогает уменьшить разницу в оплате труда и создает справедливое и этичное отношение к работникам. Однако недавнее исследование показало, что ситуация не столь проста: сведения о доходах коллег могут по-разному сказываться на сотрудниках, влияя на их ожидания относительно заработной платы, мотивацию и восприятие справедливости.
Борис Мацеёвский, ведущий автор исследования и эксперт в области бизнеса и управления из Калифорнийского университета в Риверсайде, вместе с коллегами из США и Великобритании, провёл серию онлайн-тестов, чтобы оценить последствия открытости информации о заработной плате. Для участия в них было привлечено около 800 человек, которых отобрали через краудсорсинговую платформу Amazon Mechanical Turk (Mturk). Статью об исследовании опубликовал Journal of Business Ethics.
В научной работе, полное описание экспериментов которой представлено в тексте, ученые изучали, как информация о зарплатах коллег влияет на просьбы работников о повышении заработной платы. Исследователи предполагали, что эффект обусловлен не только сравнением с доходами сослуживцев, но и общим положением человека в иерархии зарплат. Иными словами, важно, насколько он удален или близок к наиболее высоко- или низкооплачиваемым сотрудникам в списке.
Согласно результатам тестирования, сотрудники с высокой заработной платой, осознавая разрыв в оплате труда по сравнению с другими, считали, что заслуживают дальнейшего увеличения дохода и были готовы запрашивать его, даже если понимали, что их коллеги по рейтингу получают сопоставимые суммы заработок.
Напротив, для сотрудников с низкими должностями информация о зарплатах оказывала деморализующе: сотрудники нередко воздерживались от просьбы о повышении заработной платы, иногда полагая, что не имеют на это права. Подобное отношение, по мнению исследователей, может негативно сказываться на мотивации и готовности к сотрудничеству.
В результате исследования было выяснено, что открытость информации о зарплатах может по-разному влиять на сотрудников: она может повышать ожидания в отношении оплаты труда у руководителей высшего звена и, одновременно, занижать планку для работников с более низкой оплатой труда, даже если они объективно имеют право на повышение.
С учетом результатов авторы призвали компании аккуратно подходить к раскрытию данных об окладах, тщательно взвешивая, какую информацию делать доступной сотрудникам. Результаты экспериментов опровергают мнение о том, что зарплатная прозрачность всегда ведет только к положительным изменениям, сокращая неравенство и повышая справедливость оплаты.
Ученые предостерегли: открытость — важный инструмент, однако ее неверное применение может усугубить неравенство и снизить мотивацию сотрудников, не занимающих руководящие должности.
Авторы также отметили, что, подобно другим экспериментальным исследованиям, их работа имеет ограничения, обусловленные особенностями выборки, созданным искусственно условиям проведения тестов и применением гипотетических сценариев.