Некоторые компании скрывают информацию об окладах сотрудников, другие же предпочитают открытость в этой сфере. Считается, что второй подход снижает неравенство в оплате труда, способствует справедливому и этичному отношению к работникам, но исследование показало, что все не так просто: информация о заработке коллег может по-разному влиять на людей, их зарплатные ожидания, мотивацию и чувство справедливости.

Для изучения последствий прозрачности оплаты труда ведущий автор исследования Борис Мацеёвский — специалист по бизнесу и управлению из Калифорнийского университета в Риверсайде — вместе с коллегами из США и Великобритании провел ряд онлайн-тестов. В общей сложности почти 800 человек приняли участие в тестах, привлеченных с помощью краудсорсинговой площадки. Amazon Mechanical Turk (Mturk). Статью об исследовании опубликовал Journal of Business Ethics.
Ученые изучали влияние информации об окладах коллег на запросы сотрудников о повышении оплаты труда. Результаты экспериментов описаны в научной работе. Исследователи предположили, что эффект зависит не только от сравнения с суммами сослуживцев, но и от общего положения человека в зарплатном рейтинге – насколько он близок или далек к верхним или нижним позициям в списке.
Исследования показали: узнав о разнице в заработных платах с другими сотрудниками, высокооплачиваемые специалисты ощущали, что заслуживают еще большего повышения и были готовы его запросить, даже если понимали, что у коллег по рейтингу схожие показатели. заработок.
Информация о заработной плате влияла на тех, кто занимал низкие должности. деморализующеРеже просили повышения, иногда полагая, что не заслуживают увеличения заработной платы. Такое отношение, по мнению учёных, может снизить стремление к лучшим результатам и желание к сотрудничеству.
Прозрачность заработной платы оказывает двуединое воздействие на сотрудников: повышает ожидаемые доходы руководителей, одновременно снижая планку для менее высокооплачиваемых работников, которые в действительности могут претендовать на повышение.
С учетом результатов авторы призвали Компании избирательно раскрывают сведения о заработной плате, взвешивая, какую информацию обнародовать работникам. Исследования опровергают предположение о том, что прозрачность зарплат неизменно приводит к только положительным результатам: снижает неравенство и повышает справедливость оплаты труда.
Ученые предостерегли, что прозрачность, хотя и сильный инструмент, должна применяться с умом, чтобы не усилить разрыв между руководителями и остальными сотрудниками, а также не снизить мотивацию последних.
Авторы указали на ограничения своей работы, аналогичные ограничениям, свойственным другим экспериментальным исследованиям: специфика выборки, искусственные условия тестов и использование гипотетических сценариев.