Спорт обычно считают средством поддержания физической формы, а спортсменов часто ассоциируют с недостаточным уровнем интеллекта. Тем не менее, испанские ученые выявили неожиданное воздействие физических упражнений на когнитивные функции.
Неоднократные исследования демонстрируют положительное воздействие спорта не только на физическое здоровье, но и на психическое состояние, а также на способность к усвоению знаний. Новейшие работы показывают, что физическая активность есть антидепрессивный эффект за счет воздействия на систему вознаграждений организма, а тренировка моторных навыков на уроках иностранного языка помогает усваивать новый материал.
Испанские ученые из разных университетов провели метаанализ, чтобы выявить взаимосвязь между физической активностью и уровнем интеллекта у детей и подростков. Их исследование показало опубликовал научный журнал Pediatrics.
В рамках анализа было рассмотрено 14 исследований, охвативших в общей сложности 3203 ребенка в возрасте от 5 до 14 лет. Исследователи изучали три аспекта когнитивных способностей: общий интеллект, подвижный интеллект (умение решать новые задачи и мыслить логически, опираясь не на прошлый опыт, а на текущие возможности) и кристаллизованный интеллект (совокупность знаний, навыков и опыта, приобретенных с течением времени).
Физическая активность оказала положительное влияние на интеллектуальные способности детей, независимо от их исходного уровня физической подготовки и коэффициента интеллекта. Полученные данные свидетельствуют об отсутствии связи между возрастом участников и эффектом от упражнений.
«Авторы исследования подчеркивают, что занятия физическими упражнениями в среднем увеличивают IQ детей и подростков на четыре пункта. Подобный результат сопоставим с тем, что обычно достигается благодаря дополнительному году обучения. Таким образом, поддержка физической активности у детей и подростков способна оказать продолжительное благотворное влияние на их умственные способности, а также на благополучие, социально-экономический успех и здоровье в дальнейшей жизни.
Как отметили исследователи, необходимо принимать во внимание ограничения проведенного исследования. В частности, в изученных работах программы физических упражнений различались по виду активности, интенсивности, продолжительности и частоте выполнения. Это затрудняло выявление наиболее эффективных видов спорта для улучшения когнитивных способностей.