Согласно результатам исследования, взаимодействие с профессиональными социальными сетями, такими как LinkedIn (заблокирована в России), может провоцировать у пользователей синдром самозванца. В этом психологическом состоянии люди испытывают чувство, будто они не заслуживают своих рабочих успехов, несмотря на достигнутые результаты.
Синдром самозванца не относится к психическим расстройствам и не входит в классификаторы болезней. Тем не менее это состояние, для которого характерна неуверенность в своей профессиональной квалификации, может заметно снижать качество жизни. Человек сомневается в собственных силах, чувствует себя «мошенником», который не соответствует занимаемому на работе положению и которого в любой момент могут «разоблачить». В свою очередь, этот страх повышает тревожность и способствует депрессивным мыслям.
Психологи Паулина Клэнс впервые представили описание этого явления ( Pauline R. Clance) и Сюзанна Аймс (Suzanne A. Imes) в статье «Феномен самозванца у успешных женщин: динамика и терапевтическое вмешательство», опубликованной в 1987 году в International Journal of Behavioral Science.
В связи с возросшим вниманием к психотерапии и самоанализу, а также в контексте непрерывного стремления к достижениям, синдром самозванца становится все более распространенным явлением. Согласно результатам одного из исследований, с этим состоянием сталкиваются три сотрудника из пяти. Другое исследование показало, что более 80% людей периодически ощущают себя самозванцами.
Принимая во внимание, что социальные сети, такие как LinkedIn, тесно связаны с профессиональной деятельностью, вероятно, что их использование способно провоцировать синдром самозванца. Проверить, так ли это, решили ученые из бизнес-школ нескольких британских вузов совместно с коллегой из Школы бизнеса и управления Чжуннаньского университета экономики и права (Китай).
В работе, опубликованной в журнале Psychology and Marketing, специалисты провели оценку влияния LinkedIn на пользователей социальной сети. В рамках одного из исследований ученые наблюдали за воздействием просмотра информации и публикаций других пользователей, а в другом – за переживаниями, возникающими после размещения информации о собственных профессиональных достижениях. Для проведения онлайн-исследований с использованием платформы Prolific было привлечено 504 участника (216 – для первого исследования, 288 – для второго). Все респонденты были пользователями LinkedIn, имели образование не ниже уровня бакалавра, а их средний возраст составил 36 лет.
Первичное исследование выявило слабую, но заметную взаимосвязь между просмотром публикаций других пользователей в LinkedIn и возникновением синдрома самозванца. Второе исследование было направлено на оценку влияния публикаций, посвященных собственным успехам на работе, это позволило установить отчетливую взаимосвязь с появлением неуверенности в собственной компетентности, несмотря на рассмотрение других потенциальных факторов.
«Наблюдение за новостной лентой в LinkedIn и публикация информации о своих успехах могут вызывать раздумья о профессиональной репутации, что нередко приводит к ощущению самозванства и опасению, что оно будет раскрыто. Исследования показывают, что негативное воздействие социальных сетей на психологическое благополучие обусловлено не только сравнением себя с другими, но и убеждением, что окружающие оценивают нас более высоко, чем мы сами», — прокомментировал один из авторов работы Бен Мардер (Ben Marder).
Учёные считают полученные результаты значимыми, так как углубление понимания синдрома самозванца может быть полезно при создании программ развития персонала. К тому же, осознание того, что подобные переживания знакомы многим, помогает уменьшить негативные чувства.