Японские ученые рассказали, как участие отца в воспитании влияет на психику ребенка

В последние десятилетия в развитых странах время, которое отцы тратят на уход за детьми, увеличивается. Хорошо это или плохо? Исследований, посвященных взаимосвязи между отцовской заботой и результатами развития детей, по-прежнему мало. Поэтому японские ученые решили восполнить этот пробел.

Японские ученые рассказали, как участие отца в воспитании влияет на психику ребенка

©Pexels, Pixabay

Долгое время участие японских отцов в уходе за детьми ограничивалось из-за гендерного разделения труда. Как правило, от мужчин в возрасте 20-40 лет требовались полная самоотдача работе, построение карьеры и зарабатывание денег. Поэтому, независимо от их желания, многие отцы принимали минимальное участие в воспитании ребенка.

Однако сейчас растет число работающих матерей и родственников старшего возраста, которые могли бы присматривать за детьми. Кроме того, из-за низкого уровня рождаемости японское правительство поощряет желание отцов уделять больше времени семье. Например, в стране ввели декретный отпуск для мужчин: они могут брать четыре недели отдыха в течение восьми недель после рождения ребенка.

При этом, по словам ученых, роль отца в раннем развитии ребенка остается почти неисследованной. Теперь японские специалисты изучили ее на основе данных самой большой когорты новорожденных в Японии — The Japan Environment and Children’s Study (JECS). В период с января 2011-го по март 2014-го в 15 региональных центрах было набрано более 100 тысяч беременных женщин со всей Японии, которые будут наблюдаться до достижения их детьми 13-летнего возраста. Ученые использовали данные детей до трех лет.

©Martín Alfonso Sierra Ospino, Pixabay
©Martín Alfonso Sierra Ospino, Pixabay

В качестве результата они рассматривали оценку матерями развития трехлеток с помощью опросника Ages and Stages Questionnaire («Возраст и стадии развития», третье издание). ASQ-3 — отслеживающий инструмент для оценки родителями развития детей в возрасте от двух месяцев до 5,5 года в домашних условиях. Он состоит из 30 вопросов по пяти областям: коммуникация, крупная и мелкая моторика, реакция на проблемные ситуации и личностно-социальная сфера.

Участие отца в воспитании оценивали с помощью семи ключевых вопросов, касающихся важных задач, связанных с уходом за детьми: кормление, смена подгузников, купание, укладывание спать, игры дома, прогулки и переодевание. Мужчины, которые «никогда» не предлагали никакой помощи в выполнении определенного задания, получали ноль баллов за это действие. Напротив, отцы, которые «всегда» содействовали уходу за детьми, получали четыре балла. Эти результаты затем коррелировали со степенью задержки развития среди младенцев. Исследование опубликовано в журнале Pediatric Research.

В результате ученые пришли к выводу, что активное участие отцов в уходе за ребенком в младенческом возрасте способствует его развитию по всем пяти областям. Кроме того, часть задач по уходу снимается с матери, это снижает ее уровень стресса и тоже положительно влияет на состояние ребенка.

«Результаты этого обширного исследования действительно обнадеживают. Высокая вовлеченность отца в уход за детьми связана с более низким риском задержки развития по всем навыкам. Кроме того, активное участие отцов в уходе за детьми в младенчестве также может способствовать развитию детей раннего возраста, частично за счет снижения материнского стресса, связанного с воспитанием», — заключили авторы.

Накануне было опубликовано другое исследование японских ученых, в котором изучалась связь между временем, проведенным годовалым ребенком перед экранами гаджетов, и задержкой в развитии в раннем детстве. Так, в возрасте четырех лет у детей, которые в годовалом возрасте проводили за экранами больше времени, возникли проблемы с общением и решением повседневных задач, но при этом исчезли сложности с мелкой моторикой, личными качествами и социальными навыками, наблюдавшиеся в два года. У детей, экранное время которых составляло более четырех часов в день, наблюдались проблемы в общении и решении повседневных задач и в два, и в четыре года.


Источник