Взгляд как индикатор любви к сладкому: исследование психологов

Супермаркеты всё чаще предлагают продукты с маркировкой «без сахара», чтобы поощрить покупателей к здоровому питанию. Но эксперимент с отслеживанием взгляда показал, что в случае с печеньем, особенно рождественским или новогодним, такие надписи могут быть неэффективны.

© Casey Chae, unsplash.com

В праздничные дни люди часто употребляют калорийную пищу, что может привести к увеличению веса. Особенно сложно бывает удержаться от сладостей. Группа психологов из Грацского университета имени Карла и Франца провела эксперимент с помощью очков, регистрирующих взгляд, чтобы изучить, как информация о наличии или отсутствии сахара влияет на зрительное внимание и предпочтения людей. В исследовании также использовалась рождественская тематика для того, чтобы выяснить, усиливает ли такой контекст привлекательность сладкого.

Для исследования, статья о котором вышлаВ журнале Acta Psychologica приняли участие 58 мужчин и женщин в возрасте от 17 до 49 лет (средний возраст — 25 лет). Их средний индекс массы тела составил 22,2 с отклонением ±3,2. Все участники проживали в Австрии, праздновали Рождество и знакомы были с местными рождественскими традициями и кухней.

На столе перед испытуемыми разместили шесть предметов-стимулов: четыре печенки с содержанием сахара и без него, о чем указывалось в подписях к ним. Два вида печенья были рождественской выпечкой, традиционно продаваемой в Австрии в этот праздник.

В эксперименте использовались следующие стимулы: A) рождественское печенье со сладким наполнителем, B) рождественское печенье без сладкого наполнителя, C) рождественский подарок, D) обычное печенье со сладким наполнителем, E) обычное печенье без сладкого наполнителя, F) подарок на день рождения.

Два стимула были не связаны с пищей и состояли из двух подарочных упаковок. В описании к подаркам было сказано, что одна упаковка предназначена к Рождеству, а другая – к дню рождения.

Волонтеры два минуты наблюдали за стимулами, используя очки с регистрацией движений глаз. Во время анализа информации обращали внимание на длительность взгляда на объекты и степень их рассмотрения.

Участники оценили визуальную привлекательность образцов и их желание попробовать или получить. С помощью опросников испытуемые сообщили о своих социальных, демографических данных и предпочтениях в еде, включая отношение к здоровому питанию. В конце эксперимента участникам предложили на выбор низко- или высококалорийное угощение — клементин либо имбирный пряник.

В результате выяснилось, что праздничные предметы, как еда, так и другие вещи, привлекали больше внимания, что подтверждал длительный срок их рассматривания. сахаромБолее продолжительные наблюдения и опросы по желательности показали то же самое: печенье без сахара было менее востребовано, даже в рождественском варианте.

Психологи отметилиВ взглядах участников на печенье с надписью «без сахара» проявлялись узоры, замеченные в других исследованиях при анализе негативных изображений. Авторы исследования полагают, что это указывает на недоверие.

Печенье со сладким наполнителем привлекало больше добровольцев, даже тех, кто считал важной другой аспект. здорового питанияМногие участники по итогам эксперимента выбрали имбирные пряники, подтверждая тем самым популярность сладких праздничных блюд, даже при желании питаться полезно.

Эксперимент показал обратный эффект информации о сахаре: печенье без сахара оказалось менее желанным. Психологи отметили ограничения исследования и предложили повторить его с большей и разнообразнее группой участников, используя дополнительные стимулы.