Выбор имени для ребенка и породы собаки: неожиданная параллель с естественным отбором.

Исследователи выявили общие тенденции в выборе имени для ребенка, в выборе породы собаки и в накоплении определенных генов в популяции, что происходит под воздействием частотно-зависимого отбора. Подобно тому, как меняется распространенность генотипов в популяции, частота встречаемости имен и пород также значительно снижается после достижения пика популярности.

Специалисты из Мичиганского университета (США) изучили, какие факторы влияют на выбор имен для детей. Выяснилось, что возрастающая популярность имени часто предвещает его скорого угасания. Аналогичная закономерность наблюдается и в отношении пород собак. Обнаруженные тенденции могут помочь в понимании экологических и эволюционных изменений. Ученые провели параллели с естественным отбором: в данном контексте имена и породы можно сравнить с генами и организмами, несущими их, которые соревнуются за ресурсы, в данном случае – за фантазию родителей и собаководов. Результаты работы опубликованы в журнале Nature Human Behavior.

Частотно-зависимый отбор — это один из механизмов естественного отбора, при котором адаптивность генотипа определяется его распространенностью по сравнению с другими генотипами в популяции. Аналогичная тенденция наблюдается при выборе имени: его привлекательность зависит от текущей популярности. Слишком часто используемые имена теряют свою актуальность, что способствует разнообразию выбора.

Несмотря на сложность количественной оценки естественного отбора, ученые используют базы данных имен младенцев. Авторы недавнего исследования проанализировали базу данных имен детей, хранящуюся в Администрации социального обеспечения, включающую данные о детях, родившихся начиная с 1935 года. В Соединенных Штатах имя Эмма приобрело наибольшую популярность в конце 1800-х годов, затем быстро потеряло свою востребованность в первой половине 1900-х, чтобы вновь стать одним из самых распространенных в начале 2000-х. Имя Линда было наиболее популярно в конце 1940-х, а Даниэль — в середине 1980-х. За каждым периодом повышенной популярности следовало столь же заметное снижение. Выяснилось, что имена, встречающиеся крайне редко – одно из 10 тысяч – в среднем становятся популярнее на 1,4% в год. В то же время, имена, которые наиболее часто встречаются – более одного из 100 – в среднем теряют свою популярность на 1,6% ежегодно.

Применяя аналогичные подходы, исследователи изучили базу данных, содержащую сведения о регистрации чистокровных собак Американского клуба собаководства. В ней также были выявлены колебания в популярности различных пород. Например, в 1940-х годах наблюдался всплеск интереса к борзым, а в 1990-х — к ротвейлерам. Популярность редких пород стремительно возрастала, в то время как востребованность распространенных пород снижалась.

Этот вид отбора характеризуется отрицательной зависимостью от частоты. В популяциях живых организмов он способствует сохранению генетического разнообразия, обеспечивает наличие уникальных иммунных систем, поддерживает взаимодействия между хищниками и жертвами, а также паразитами и хозяевами.