Неожиданность является важным фактором, влияющим на то, как запоминается информация.
«Как часто в разговорах с близкими приходится слышать: «Все было совсем не так!»? Обсуждение событий из раннего детства или прошлых лет нередко показывает, что память – не всегда точный источник информации. Иногда мы не только упускаем значимые детали, но и добавляем новые элементы, которые на самом деле не происходили. Такие искажения памяти называют ложными воспоминаниями.
Воспоминания человека отличаются от компьютерной памяти или видеозаписи: при каждом извлечении информации из памяти происходит реконструкция события в мозге, что может приводить к его изменению. Но какие же процессы происходят в нашем мозге и почему память подвержена таким изменениям?
Американские ученые из Университета Дьюка провели исследование, целью которого было выяснить, можно ли спровоцировать воспоминания о событиях, которые никогда не происходили. О результатах работы исследователи сообщили в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Два дюжина человек были приглашены в лабораторию магнитно-резонансной томографии для просмотра 70 коротких видеороликов, подобно фестивалю рекламы или показу короткометражных фильмов. На следующий день участники вновь просматривали видеоматериалы, однако теперь половину видеоклипов прерывали в самый напряженный момент без предварительного уведомления.
Подобное мероприятие было неожиданностью для участников, а каждый элемент внезапности вызывает в мозге выброс нейротрансмиттеров, таких как дофамин, ацетилхолин и норэпинефрин, что способствует более детальному запоминанию происходящего. На третий день испытуемых попросили рассказать о том, насколько подробно они помнят сюжет видео. Выяснилось, что большинство из них достраивали содержание прерванных роликов. У них возникало ложное воспоминание о просмотренном клипе.
Ученые решили выяснить, какие процессы происходят в мозге при столкновении с неожиданными событиями, например, когда видео прерывается в самый интересный момент. Их исследование было направлено на изучение гиппокампа — области мозга, расположенной в височной доле и отвечающей за передачу информации из кратковременной памяти в долговременную.
Когда участники досмотрели видео до конца, в гиппокампе наблюдалась устойчивая активность. Однако, при прерывании видео на середине, стабильность паттернов активности нарушалась, что напоминало переход в иной режим, позволяющий обновить информацию, хранящуюся в памяти.
Чем сильнее колебался паттерн, характеризующий прерывание, тем выше была вероятность формирования у людей ложных воспоминаний. Обычно эти воспоминания возникали на основе схожести, например, при использовании семантической близости: эпизоды из одного видео о спорте заменялись фрагментами из другого.