Исследование, проведенное в Швеции, показало малое количество детских книг, где изображена смерть персонажей, с которыми может ассоциировать себя ребенок.

Учёные считают, что о смерти нужно говорить с ребёнком. Детская литература может помочь разобраться с этим явлением, которое рано или поздно встречает каждый человек. Книга позволяет пережить скорбь и понять, как с ней справиться. Тем не менее тема смерти остаётся запретной и, по мнению автора исследования, должна быть раскрыта лучше.
Врач-специалист из университетской больницы при медуниверситете в Уппсале, автор публикации опубликовал научный журнал Death StudiesИсследовательница изучила 62 детских книги из шведских библиотек, вышедших с 1983 по 2023 год, предназначенные для детей до 12 лет. В результате выяснилось, что историй о смерти героев, с которыми может соотнести себя читатель, практически нет. Обычно в исследованных произведениях умирало домашнее животное или пожилой родственник, например бабушка или дедушка. В половине книг упоминались причины смерти.
Главный герой — ребенок или животное с человеческими качествами — умирал в 6% из проанализированных книг, то есть в четырех. Автор статьи считает, что таких историй должно быть больше.
По её мнению, такие истории помогут ребенку осознать смертность всех людей на земле, в том числе его самого, и постепенно принять эту мысль. Особенно нужны такие книги смертельно больным детям: по прежним исследованиям, им важно честное и открытое общение о болезни и приближающейся смерти.
В 60% детских книг писатели использовали слова «смерть», «умирать», «мертвый». В остальных заменяли эти понятия эвфемизмами: «заснул», «скончался», «ушел навсегда», «перестал дышать», «отправился в рай». По мнению исследователя, детям может быть сложно правильно понять такие метафоры.
Можно напугать детей таким образом. Например, ребёнок начнёт бояться спать из-за того, что кто-то, кто «заснул» и не проснулся, не вернулся.
В большинстве изученных книг описана скорбь. Главный герой как правило переживает смерть кого-то из близких: родственников или друзей. Он говорит о своем горьком опыте и вспоминает умершего. Автор статьи считает это правильной тенденцией, потому что ребенок благодаря книге осознает горевание как процесс, который может быть долгим, но постепенно заканчивается. Однако исследователь отметила, что по ее наблюдениям за пределами Швеции, в других европейских странах детской литературы с описанием скорби меньше.
Автор статьи отметила, что в книгах описаны только христианские похороны. По её мнению, редакторам детской литературы нужно отразить в произведениях больше взглядов на смерть и горе, так как «смерть и горе тесно связаны с религией, поскольку заставляют задаваться вопросами о смысле жизни, смерти и всего этого. В нашем обществе существуют разные философии жизни и религии».