В обновленную версию Международной классификации болезней внесли «игровое расстройство», которое характеризуется неконтролируемой страстью к компьютерным играм. Этот документ начнет действовать в 2022 году.
Всемирная организация здравоохранения завершила разработку новой редакции Международной классификации болезней (МКБ) – широко используемой системы для систематизации заболеваний и патологий. Этот документ устанавливает единые принципы диагностики различных болезней во всем мире. Информация о новой версии документа (МКБ-11) доступна на сайте ВОЗ.
Предыдущий пересмотр Международной классификации болезней был осуществлен в начале 1990-х годов, после чего в нее вносились главным образом незначительные изменения. В обновленный список включено приблизительно 55 тысяч различных заболеваний, травм и потенциальных причин смерти. Подготовкой новой редакции занималась группа из около 300 специалистов, представляющих 55 стран. Официальная презентация документа состоится на Всемирной ассамблее здравоохранения в мае 2019 года, а вступит он в силу с 1 января 2022 года. До этого момента государства – члены ВОЗ получат доступ к расширенной версии документа, что позволит медицинским учреждениям спланировать переход к новой версии МКБ, подготовить перевод и проинформировать всех медицинских работников о ее публикации.
О том, что Всемирная организация здравоохранения намеревается включить в 11-ю пересмотренную версию Международной классификации болезней чрезмерную увлечённость компьютерными играми, стало известно еще в 2015 году. «Игровое расстройство» (gaming disorder) это явление теперь является неотъемлемой частью нового документа и было включено в класс, который объединяет расстройства психики, поведения и неврологические нарушения. Интерес к играм был отнесен к разделу расстройств, связанных с аддиктивным поведением, наряду с лудоманией – патологической зависимостью от азартных игр.
Всего три ключевых критерия выделены экспертами Всемирной организации здравоохранения, чтобы установить, когда увлечение играми перерастает из безопасного хобби в психическое расстройство. Диагноз может быть поставлен геймеру, который не в состоянии произвольно регулировать свое увлечение, например, не может ограничить время игры. Еще одним тревожным признаком является ситуация, когда игрок ставит свое хобби на первое место, и оно постепенно заменяет другие интересы и обычные дела. Третий признак заключается в том, что человек тратит все больше времени и денег на игру, даже если это приводит к нежелательным последствиям. Постановка диагноза «игровое расстройство» предполагает, что подобное поведение длится более года и существенно влияет на отношения с близкими, социальные контакты, учебный процесс или профессиональную деятельность.
По словам представителя Всемирной организации здравоохранения Шекхара Саксены, расстройства, обусловленные увлечением видеоиграми, встречаются нечасто, однако эта проблема заслуживает внимания. Международная классификация болезней должна отражать новые заболевания и расстройства, и это один из таких случаев».
Ранее исследователи установили, по мнению некоторых специалистов, эффект плацебо повышает привлекательность игр.