В новую версию Международной классификации болезней включили «игровое расстройство» — неконтролируемое увлечение компьютерными играми. Документ вступит в силу в 2022 году.
Всемирная организация здравоохранения завершила работу над новой версией Международной классификации болезней (МКБ) — общепринятой системы группировки заболеваний и патологических состояний. Этот документ обеспечивает единство методических подходов к диагностике различных болезней по всему миру. Информация о новой версии документа (МКБ-11) доступна на сайте ВОЗ.
Предыдущий пересмотр МКБ провели в начале 1990-х, с тех пор в нее вносили в основном небольшие поправки. В новый список вошли около 55 тысяч различных заболеваний, травм и возможных причин смерти. Над подготовкой новой версии работали около 300 экспертов из 55 стран мира. Документ официально представят на Всемирной ассамблее здравоохранения в мае 2019 года, а в силу он вступит с 1 января 2022-го. До этого государства — участники ВОЗ получат доступ к расширенному прототипу текста, который позволит медицинским организациям спланировать переход к новой версии МКБ, подготовить перевод и оповестить всех медицинских работников о выходе документа.
О том, что ВОЗ планирует добавить в 11-ю версию МКБ чрезмерное увлечение компьютерными играми, стало известно еще в 2015 году. «Игровое расстройство» (gaming disorder) действительно стало частью нового документа, его включили в класс, объединяющий расстройства психики, поведения и неврологические нарушения. Увлечение играми вошло в раздел расстройств, вызванных аддитивным поведением, вместе с лудоманией — патологической тягой к азартным играм.
Эксперты ВОЗ выделили три основных критерия, позволяющих определить, когда страсть к играм перестает быть безопасным хобби и приобретает черты психического расстройства. Диагноз может получить геймер, который неспособен сознательно контролировать свое увлечение — например, ограничивать время, проведенное за игрой. Еще один подозрительный симптом таков: игрок отдает своему хобби приоритет, оно постепенно вытесняет другие интересы и повседневные занятия. Третий признак: человек тратит все больше времени и средств на игру даже в том случае, если это уже вызвало негативные последствия. Диагноз «игрового расстройства» предлагают ставить, если такое поведение сохраняется более года и значительно отражается на отношениях с семьей, других социальных связях, учебе или работе.
Представитель ВОЗ Шекхар Саксена (Shekhar Saxena) заявил: «Расстройства, связанные с геймингом, редки, но эта проблема все равно крайне важна. МКБ должна “идти в ногу” с возникающими заболеваниями и расстройствами, и это — одно из них».
Ранее исследователи установили, что эффект плацебо делает игры интереснее.