Психологи из Университета Британской Колумбии и Университета имени Бар-Илана показали, что неприязнь к иностранцам может носить интернализированный характер.
Существование дискриминации и этнических конфликтов вызывает интерес к их происхождению. Так, неясно, врожденным или выученным для человека является разделение общества на «своих» и «чужих». Многочисленные наблюдения подтверждают, что уже в 6–10-месячном возрасте дети дольше смотрят на носителей родного для них языка и чаще принимают от них игрушки. Однако механизм этой избирательности неизвестен: она может объясняться как симпатией младенцев к знакомым, так и антипатией к незнакомым субъектам или сочетанием факторов. Понимание того, что заставляет людей предпочитать контакт с представителями собственной культуры, важно для предотвращения правонарушений и войн.
Чтобы выяснить это, авторы новой статьи провели ряд экспериментов, в основе которых лежал подход теста имплицитных ассоциаций (IAT). Он предполагает, что испытуемый будет реагировать на предпочитаемые стимулы не только позитивнее, но и быстрее. Критерием служила скорость привыкания: сокращение периода, во время которого ребенок продолжает смотреть на «свой» или «чужой» объект. 6–16-месячным англоговорящим детям показывали видео с куклами, которые изъяснялись на английском или французском языке. Сперва протагонист перебрасывался мячом с другим персонажем (молчавшим) и затем уходил, оставив снаряд ему или себе. Таким образом ученые моделировали про- и антисоциальные ситуации.
В остальных сессиях положительным стимулом выступали фотографии фруктов, а негативным — пауков (согласно прошлым работам, дети боятся пауков уже в пять месяцев) или сломанных предметов. Картинки предъявлялись другим младенцам, чередуясь с выступлениями англо- или франкоговорящих марионеток. Анализ показал, что испытуемые быстрее привыкали (продолжительность взгляда уменьшалась раньше) к виду англоговорящих кукол, которые ассоциировались с приятными событиями — передачей мяча второму персонажу или фруктом. При этом привыкание к кукле, говорившей на французском языке, значимо не зависело от контекста. Иными словами, неприятие последней не определяло их предпочтения.
Любопытно, что эффект не объясняло и простое научение: дальнейшие опыты опровергли гипотезу о том, что дети привыкали к англоговорящим куклам быстрее из-за понятных стимулов — изображения незнакомых объектов (скажем, радиолампы) не влияли на тенденцию. В то же время младенцы по-прежнему лучше воспринимали англоговорящих марионеток, которых сопровождал веселый смайлик, но дольше привыкали к нему после франкоговорящих. По словам ученых, полученные данные указывают на неочевидный, но крайне важный для социальной психологии феномен: предпочтение носителей родного языка не предусматривает автоматической антипатии к иностранцам, которая, вероятно, носит выученный характер.
Статья опубликована в журнале Developmental Science.
Ранее исследователи выяснили, что младенцам доступны понимание героизма, определение лжи и различение языков.