Вороны могут воздержаться от еды сейчас, чтобы получить более вкусную пищу позже.

Зефирный экспериментСчитается классическим примером проявления самоконтроля и его влияния на благополучие. В конце 1960-х — начале 1970-х исследователи Стэнфордского университета проводили эксперименты, предлагая детям выбор между малой, но немедленной наградой (например, зефиркой) или отложенной, более ценной. Ребята, предпочитавшие второе, впоследствии демонстрировали лучшие результаты в учебе, крепкое здоровье и другие показатели благополучия. В XXI веке эти выводы подвергались сомнению, однако ученые продолжают дискуссии по этому поводу, а «зефирные тесты» остаются актуальными.
В статье, опубликованной в журнале Animal Cognition, сообщается об опытах с новокаледонскими воронами— едва ли не самыми «разумными» пернатыми в мире. Для них эксперименты были изменены: воронам ставили вращающуюся тарелку с прозрачным покрытием. На разные стороны тарелки клали вознаграждение: одно попроще (например, яблоко), другое получше (мясо) или разное количество одного и того же лакомства. Вращаясь, они по очереди оказывались доступны сквозь прорезь в пластике. То, что похуже, можно было получить и склевать сразу, но тогда вторую награду вороны не получали вовсе.
Для сравнения опыты проводили с детьми без клетки, вместо угощения давали блестящие наклейки разного размера. В экспериментах участвовали девять воронов, выросших на воле, и около 60 детей от трех до пяти лет. И птицы, и дети показали терпение и способность ждать лучшей награды, наблюдая, как она приближается к отверстию в пластике. Птицы с большей охотой откладывали клевание в пользу более вкусной, а не более крупной награды.

Изменение произошло после того, как тарелку накрыли пластиком: дети проявили терпение, а вороны чаще выбирали первое попавшееся вознаграждение. Ученые считают, что причина кроется в «дикости» птиц, вырастающих в природе и привыкших опасаться человека. Вороны не приближались к экспериментаторам, пока те оставались в клетке и устанавливали тарелку с наградами.
Из-за этого они не могли видеть лакомство, дополняющее первое, и не знали, будет ли оно интересным. В отличие от птиц, дети не боялись взрослых, наблюдали за тем, что скрывается под крышкой, и полагались на заранее известную награду.