В авариях с участием мотоциклов и автомобилей причиной могут быть не рассеянность водителей, а проблемы с краткосрочной памятью.

Учёные из университета в Ноттингеме считают, что аварии машин и мотоциклов могут быть вызваны не недостатком видимости, а проблемами с памятью водителей. опубликована в онлайн-журнале Plos One.
Питер Чэпмен и его аспирантка Хлоя Роббинс провели эксперименты, чтобы понять, куда смотрят водители при пересечении перекрестков и что запоминают. Тесты на симуляторе вождения показали неожиданные результаты: некоторые водители не помнят о том, как смотрели на встречную машину перед выездом на перекресток.
В первом эксперименте, моделирующем остановку машины на перекрестке, ученые отслеживали движения глаз 60 водителей, наблюдавших виртуальную ситуацию на пересечении дорог. Несмотря на то что участники смотрели в правильные места, в 20 случаях «водитель» не мог вспомнить одно из встречных транспортных средств. Дважды забывался грузовик, четыре раза — легковая машина, а 14 раз выпадал мотоцикл.
Во второй серии тестов водители приближались к перекрестку и могли его проехать, если ситуация казалась безопасной. В симуляции на перекресток также выезжали два встречных транспортных средства — либо две машины, либо машина и мотоцикл. При создании опасной ситуации на виртуальном перекрестке исследователи тестировали память испытуемых.
Третья серия тестов повторяла принцип второй, однако 45 испытуемых дополнительно использовали трекинговые очки для фиксации движений глаз и головы. За 180 симуляций водители трижды пропустили встречные автомобили и 16 раз — мотоциклы. В ситуациях с мотоциклами испытуемые пять раз не заметили их вообще, а в 11 случаях смотрели прямо на них, но через несколько минут не помнили об этом.
Учёные назвали это явление SBF-сбоем (Saw but forgot). В экспериментах на симуляторе участники забывали о транспортном средстве, приближающемся на опасное расстояние, за несколько секунд до его появления. Такие сбои случались чаще с мотоциклами, чем с автомобилями – в пять раз чаще.
Такие промахи в памяти, вероятно, происходят из-за того, что водитель наблюдает между моментом фиксирования встречного автомобиля и началом движения на перекрестке. В это время информация в кратковременной зрительно-пространственной памяти стирается, и когда водитель начинает движение, данные об увиденном автомобиле ему недоступны.
Исследование убедительно показывает, что даже в критических ситуациях зрительная память может давать опасные сбои, утверждает Чэпмен. Сбои SBF часто возникали в симуляциях, и есть основания полагать, что это происходит и в реальности.
Ранее ученые установилиУченые выяснили, что кратковременная память у крыс обладает сходством с памятью человека. улучшить стимуляцией во сне.