Люди, подверженные влиянию, реже идут на риск.

Согласно результатам исследования, проведенного итальянскими учеными, люди с высокой внушаемостью демонстрируют снижение склонности к риску, когда ощущают возможность получения значительного выигрыша. В то же время, люди, менее восприимчивые к гипнозу, напротив, проявляют большую склонность к риску в надежде на крупный денежный приз.

Риск определяется как взаимодействие вероятности и потенциальных последствий нежелательных событий. Вероятность неблагоприятного исхода напрямую влияет на уровень риска. Индивидуальная предрасположенность к риску варьируется и обусловлена стремлением к самовыражению, импульсивностью и тягой к приключениям. Аналогично, склонность к гипнозу – это психофизиологическая особенность, характеризующая индивидуальную способность изменять восприятие, память и поведение под воздействием внушений. И эта особенность также индивидуальна.

Некоторые полагают, что предрасположенность к риску зависит от того, насколько человек подвержен влиянию. Исследователи из Пизанского университета в Италии провели исследование, чтобы определить, существует ли связь между этими характеристиками личности опубликовано в журнале Neuroscience Letters.

В эксперименте приняли участие 67 добровольцев, чей возраст варьировался от 18 до 35 лет. Среди них было 45 женщин и 22 мужчины, отобранных из числа студентов Пизанского университета. Все участники заявляли об отсутствии неврологических и психиатрических заболеваний, употребления наркотиков и проблем со сном.

Определив степень восприимчивости к гипнозу, исследователи распределили участников по трем категориям: лица, демонстрирующие низкую внушаемость, лица со средней восприимчивостью и лица с высокой восприимчивостью. Затем, для оценки склонности к риску, испытуемые прошли опросник DOSPERT, включающий 30 утверждений, описывающих различные поведенческие модели. Участникам было предложено оценить степень риска, связанного с каждым действием, по семибалльной шкале (от 1 до 7.

После этого добровольцев ожидал компьютерный эксперимент, состоящий из 90 этапов. В начале каждого этапа на экране отображался воздушный шарик одного из трех цветов: оранжевого, желтого или синего. При каждом нажатии клавиши шарик надувался, и участник получал один евро. Эти средства временно накапливались на специальном счете. Однако, если шарик лопался, то все накопленные деньги исчезали.

Участникам предоставлялось два варианта: продолжать надувать шарик для получения большей выигрышной суммы или перевести накопленные средства в стабильный «банк», не увеличивая при этом свою прибыль. Вероятность разрыва шарика, определяемая его цветом, была различной, однако эта информация не была предоставлена испытуемым.

После изучения действий участников в процессе «надувания» шариков и сопоставления полученных данных с предыдущими, исследователи сделали следующие заключения. У людей с высокой степенью восприимчивости к гипнозу готовность идти на риск снижалась с ростом вероятности получения большей прибыли. В то же время, у участников со средним и низким уровнем внушаемости стремление к риску, наоборот, усиливалось по мере приближения к возможности получить значительную сумму денег.