По результатам исследования американских психологов, интенсивность веры в Санту напрямую связана с частотой упоминания его родителями.

Детям в современном секулярном обществе развитых и развивающихся стран учат отличать реальность от вымышленных представлений. Но в некоторых культурных традициях дети верят в существование сказочных персонажей до тех пор, пока сами не придут к осознанию их вымышленности. К таким персонажам относятся Санта-Клаус, Дед Мороз со Снегурочкой и другие персонажи новогодних и рождественских праздников.
Феномен Санта-Клауса и Деда Мороза усложняется тем, что детям, которым постоянно внушают реальность этих персонажей, в предпраздничный и праздничный период встречаются многочисленные доказательства их существования: в торговых центрах, на детских праздниках и улицах. Дети неоднократно, порой несколько раз за день, видят Санта-Клаусов и Дедов Морозов. Родители приглашают домой актеров или сами выглядят за Санту и Деда Мороза.
В исследовании, опубликованном в журнале Cognitive DevelopmentПсихологи из США исследовали, как влияет частота встреч с людьми в костюме Санты на степень уверенности детей в существовании этого персонажа. Выяснилось, что дети, которые чаще видят таких людей, более уверены в реальности волшебника.
Предыдущие опросы свидетельствуют о том, что дети, даже понимая вымышленность большей части сказочных существ (“монстры не существуют”, “приведений нет”), долгое время верят в героев новогодних и рождественских традиций.
С годами дети узнают, что Санта-Клауса не существует. Этот процесс остается недостаточно изученным. Существуют две версии объяснения: первая – родители всё реже упоминают Санту по мере взросления ребенка, что приводит к угасанию веры; вторая – вера сохраняется до тех пор, пока ребенок не приобретает достаточный объем знаний о мире. Осознав противоречие истории Санта-Клауса с повседневным опытом и законами физики и биологии (полеты на повозке с оленями). В случае с Дедом Морозом важными факторами являются его бессмертие и скорость передвижений.
Онлайн-опрос, проведенный исследователями, показал результаты, скорее подтверждающие первое предположение. Родители заполняли анкеты с вопросами о вере детей в Санта-Клауса, частоте упоминаний о нем родителями и дарении рождественских подарков. подаркиВ канун Рождества некоторые люди одеваются в костюмы Санта-Клауса от лица волшебников. Статистика указывает, что дети в возрасте от двух до семи лет с большей силой верят в Санту (и задают меньше вопросов о его физическом облике), если родители чаще рассказывают им о нём как о настоящем персонаже.
Результаты опросов также продемонстрировали, каким путем ребенок проходит от безусловного веры в Санту Клауса до отрицания его существования. Предлагая детям написать письма с вопросами к Санте, выяснилось, что качество вопросов прямо зависело от возраста. Дети до 7-8 лет задавали заинтересованные вопросы без тени подозрения (например, «А правда, что на Северном Полюсе холодно?»). Дети же 8-9 лет начинали задавать другие – вроде “А как ты помещаешься в дымоход” и “Как летают твои олени”. Постепенная критика мифа о Санте Клаусе рано или поздно приводит к открытию его мифической природы.