В ходе эксперимента польско-британских ученых люди меняли свое мнение по этическим вопросам после взаимодействия с аватарами, которыми управляют ИИ.

Люди часто приспосабливаются к чужим взглядам из-за группового давления, желания получить одобрение общества или конкретного человека и убеждённости в том, что группа лучше интерпретирует ситуацию.
Социальное давление усиливается сегодня не только в реальной жизни, но и в виртуальном пространстве. Понимание формирования суждений под влиянием виртуального окружения важно, особенно когда взаимодействие происходит с цифровыми персонажами вместо настоящих людей.
Учёные из университетов SWPS (Польша) и Кентского (Великобритания) решили изучить это более детально, а свои заключения… представили в журнале PLOS One.
Эксперимент состоял из двух этапов. На первом этапе приняли участие 103 человека, которым ученые исследовали готовность людей корректировать свои моральные позиции под влиянием окружающих.
Для начала испытуемых независимо друг от друга спрашивали об оценке различного поведения людей: например, наказание ребенка за плохие оценки в школе или разговор по телефону во время киносеанса. Затем участники оценивали то же самое поведение в группах с тремя другими людьми, которые имели противоположное добровольцу мнение по тем или вопросам.
В 43 процентах случаев выяснилось, что участники меняли своё мнение под влиянием других участников. Однако подобное случалось реже, когда обсуждаемые ситуации предполагали нанесение вреда другим людям.
В втором эксперименте приняли участие 138 человек. Мнение добровольцев оценивали индивидуально, а затем в присутствии трёх аватар с помощью виртуальной гарнитуры. Некоторые аватары управлялись людьми, другие — искусственным интеллектом. Участникам сообщили, что Кентский университет хочет протестировать новые алгоритмы, реализованные в виртуальных аватарах.
Добровольцы соглашались с мнением аватаров, управляемых человеком, в 30% случаев, а с мнением персонажей дополненной реальности, управляемых искусственным интеллектом, — в 28%. Таким образом, люди могут поддаваться влиянию виртуальных ботов почти так же сильно, как и реальных людей.
Изучающие данную тему подчеркнули необходимость дальнейших исследований для окончательных выводов о воздействии виртуальной среды на человека.