Психологи неоднократно отмечали, что владение дорогостоящим автомобилем может повысить привлекательность человека в глазах потенциальных романтических партнеров. Однако этому утверждению ранее не было предоставлено никаких официальных подтверждений. Тем не менее, научные исследования часто показывают, что распространенные убеждения оказываются всего лишь популярными мифами, не соответствующими действительности. В связи с этим, специалисты в области бихевиористики решили проверить данную гипотезу.
Предметы роскоши оказывают воздействие на физическое, эмоциональное и социальное благополучие человека. Так, в 2010 году исследование показало, что люди выбирают экологически чистые продукты не только ради заботы об окружающей среде, но и потому, что такой выбор демонстрирует их высокий социальный статус. Зачастую эти продукты приобретались в общественных местах.
Бразильские ученые из Федерального университета Риу-Гранди-ду-Норти провели исследование, посвященное восприятию мужчин, управляющих дорогими автомобилями, и самооценке владельцев таких машин опубликовали в журнале Personality and Individual Differences.
Бразильские ученые провели два опроса среди местных жителей. На первом этапе участники высказывали свое мнение о дорогих автомобилях и людях, которые ими владеют. В результате было получено 171 ответ, из которых 93 поступили от женщин. На втором этапе респондентов – владельцев роскошных автомобилей – спрашивали об их самовосприятии и социальном статусе, а также о том, считают ли они себя более привлекательными партнерами по сравнению с владельцами обычных машин. Исследователи получили 409 ответов, 206 из которых были предоставлены женщинами.
В ходе анализа полученных данных авторы исследования установили, что подавляющее большинство опрошенных – как мужчины, так и женщины – полагают, что мужчины, владеющие дорогими автомобилями, обладают большей «брачной привлекательностью» и занимают более высокое социальное положение. Их также воспринимают как более умных, компетентных в жизненных и профессиональных вопросах. Помимо этого, большинство респондентов выразили мнение, что отношения с такими мужчинами будут для них выгодными.
По мнению исследователей, владельцы дорогих автомобилей придают большое значение своему положению в обществе и отмечают более высокий уровень самооценки по сравнению с другими. Кроме того, большинство из них считают, что их сексуальная привлекательность выше, чем у других.
Авторы утверждают, что владение предметами роскоши сказывается на том, как человека воспринимают в обществе, и это восприятие соответствует тому, как он сам себя оценивает. В дальнейшем полученные данные помогут в создании моделей, объясняющих процесс принятия потребительских решений, и позволят доносить до людей информацию о последствиях их выбора в социальных условиях.
Изучение проводилось на бразильском образце, что может ограничивать универсальность его результатов. Бразильское общество значительно отличается от обществ других стран: в частности, там наблюдается высокий уровень убийств на душу населения (ежегодно совершается более 40 тысяч убийств – это в шесть раз больше, чем в России, и вдвое больше, чем в США), доля населения с высшим образованием относительно невысока, а акцент на внешних признаках достатка чрезмерно выражен. Неоднократно сотрудники полиции находили преступников, совершивших крупные и успешные ограбления банков, из-за того, что на следующий день после преступления они приобретали дорогие автомобили, такие как «Феррари.
Ранее специалисты Технологического университета Квинсленда, расположенного в Австралии) определили основные черты сексуальной привлекательности. Они изучили ответы 7325 австралийцев 18-65 лет, посещающих сайты знакомств, и составили описательный обзор как относительных, так и абсолютных половых различий в предпочтениях, касающихся эстетических качеств, ресурсов и личностных характеристик потенциального партнера в зависимости от возраста. Так, все участники говорили о важности телосложения, физической привлекательности и личностных качествах. А финансовые возможности партнера оказались не столь важными.