В Оксфорде провели успешные испытания технологии, позволяющей бороться с боязнью высоты посредством игры в виртуальной реальности. Данная методика не предполагает обязательного участия психотерапевта.
Исследователи из Оксфордского университета протестировали подход к лечению акрофобии, основанный на использовании технологий виртуальной реальности (VR). Описание работы опубликовано в журнале The Lancet Psychiatry.
Акрофобия — это вид специфических фобий, характеризующийся страхом перед конкретными объектами или обстоятельствами. У людей, страдающих акрофобией, панические атаки могут возникать при нахождении на высоте, и некоторые из них не способны самостоятельно спускаться с возвышенных мест из-за необоснованного страха. Как и при других специфических фобиях, люди, испытывающие акрофобию, склонны избегать ситуаций, вызывающих у них тревогу. По оценкам, акрофобией страдает от двух до пяти процентов населения планеты, и среди женщин она встречается чаще.
Существующие VR-технологии, предназначенные для преодоления боязни высоты, обычно служат дополнением к традиционному курсу психотерапии. Разработчики новой методики утверждают, что она позволяет достичь ощутимых улучшений без необходимости постоянного участия психотерапевта.
В исследовании приняли участие сто взрослых жителей Великобритании, чей средний возраст составлял около тридцати лет, страдающих акрофобией. Сорок девять человек были включены в экспериментальную группу, пятьдесят один — в контрольную. Участники первой группы проходили курс VR-терапии, занимая около получаса два-три раза в неделю, продолжительность которого составляла две недели. Во время VR-игры добровольцам предлагалось выполнять различные задачи (например, извлечь кошку с дерева), постепенно «поднимаясь» по этажам виртуального здания с атриумом. В конструкцию игры были интегрированы многочисленные детали, вызывающие ассоциации с высотой: миниатюрные фигурки людей на нижних уровнях и парящие воздушные шары. Между заданиями участники отвечали на вопросы, которые автоматически «задавал» виртуальный психотерапевт.
После завершения курса, результаты стандартных опросников продемонстрировали значительное уменьшение страха высоты у всех участников экспериментальной группы. В среднем, уровень их боязни снизился на 68%, в то время как у людей из контрольной группы этот показатель изменился лишь на 3,3%. У 34 добровольцев, вошедших в экспериментальную группу, результаты оказались ниже порога, который позволяет говорить о наличии фобии. Через две недели после курса эффект VR-терапии все еще наблюдался.
В дальнейшем планируется провести дополнительные исследования, чтобы определить, какие элементы виртуальной реальности оказались наиболее эффективными, и сопоставить результаты с результатами традиционной психотерапевтической практики.
Ранее исследователи выяснили, согласно исследованиям, использование виртуальной реальности способно снижать уровень страха смерти.