Исследование показало: у пользователей профессиональных социальных сетей, таких как LinkedIn, во время взаимодействия с ними может проявляться синдром самозванца. В таком состоянии человек чувствует, что не заслуживает успеха в работе, даже если имеет достигнутые результаты.

Синдром самозванцаЭто состояние не относится к психическим расстройствам и не входит в классификаторы болезней. Несмотря на это, оно характеризуется неуверенностью в профессиональной квалификации и может снижать качество жизни. Человек сомневается в своих способностях, чувствует себя обманщиком, не соответствующим занимаемой должности, и опасается разоблачения. Такой страх увеличивает тревожность и способствует депрессивным мыслям.
Первыми, кто описал это явление, были психологи Паулина Клэнс и… Pauline R. Clance) и Сюзанна Аймс (Suzanne A. ImesВ статье «Феномен самозванца у успешных женщин: динамика и терапевтическое воздействие». опубликованной в 1987 году в International Journal of Behavioral Science.
С ростом популярности психотерапии и рефлексии, а также в атмосфере постоянной конкуренции за достижениями, синдром самозванца чаще встречается у людей. Исследования показывают: трое из пяти сотрудников испытывают это состояние. Более 80% людей порой чувствуют себя самозванцами.
В связи с тем, что социальные сети типа LinkedIn тесно связаны с областью профессиональной деятельности, вероятно, что … использованиеУченые из бизнес-школ британских университетов вместе с коллегой из Школы бизнеса и управления Чжуннаньского университета экономики и права проведут исследование, чтобы выяснить, может ли этот способ провоцировать синдром самозванца.
В работе, опубликованной в журнале Psychology and MarketingСпециалисты изучили влияние LinkedIn на пользователей социальной сети. В ходе опросов ученые наблюдали за воздействием просмотров данных и сообщений других пользователей, а также за ощущениями после публикации о профессиональных достижениях. Для онлайн-исследований на платформе Prolific было привлечено 504 участника (216 — для первого, 288 — для второго опроса). Все респонденты пользовались LinkedIn, имели не ниже бакалаврского образования и средний возраст составил 36 лет.
Первый эксперимент выявил слабую, однако заметную связь между чтением чужих статей на LinkedIn и возникновением ощущения самообмана. Второй эксперимент исследовал влияние публикаций о личных успехах на работеВлиял на возникновение сомнений в профпригодности, даже при учете иных факторов.
Чтение новостей в LinkedIn и публикации о достижениях может заставлять задумываться о своем профессиональном имидже. Такое размышление способно вызвать мысли о самозванстве и страх быть разоблаченным. Исследования показывают, что негативное влияние социальных сетей на психологическое состояние не связано только с сравнением себя с другими, но и с ощущением, будто окружающие оценивают нас выше, чем мы сами. прокомментировал один из авторов работы Бен Мардер (Ben Marder).
Ученые считают полученные результаты важными, так как расширение познаний о синдроме самозванца поможет в создании стратегии развития кадров. Понимание того, что схожие чувства испытывают другие люди, уменьшает у них возможные негативные переживания.