В научном сообществе доказано понимание малыми детьми социальных норм.

Исследователи из Германии и Англии установили: младенцы способны различать правильные и неправильные действия.

Исследователи выяснили, что маленькие дети знакомы с правилами поведения в обществе.

Общепринятые правила, образцы и стандарты поведения, обеспечивающие упорядоченность и стабильность взаимодействия людей, называются социальными нормами. Понимание социальных норм, как считается, приходит к детям только на третьем году жизни. В этом возрасте малыши начинают насаждать эти нормы другим детям, если считают, что те их не выполняют. Некоторые исследования также… показалиСклонность к регулированию поведения других детей проявляется с 18 месяцев. Понимание ребенком понятия «норма» в более раннем возрасте пока не подтверждено исследованиями.

Учёные из Регенсбургского университета (Германия) и Оксфордского университета (Великобритания) это утвердили в своей работе. опубликованной в журнале Scientific ReportsИсследователи обнаружили, что малыши могут воспринимать социальные правила с 11-месячного возраста.

Чтобы изучить реакцию младенцев на нарушение социальной нормы, ученые создали короткие анимационные истории. В них два персонажа последовательно выполняли какое-то действие (например, ударяли два шарика друг о друга), а третий персонаж после них либо совершал те же действия, либо делал нечто другое (скажем, подбрасывал эти же шарики в воздух). Когда этот персонаж хотел присоединиться к первым двум, его либо приветствовали, либо реагировали неприятием и отворачивались.

Участники исследования — дети — смотрели ролики, а ученые измеряли размер их зрачков. Так исследователи проверяли степень удивления младенцев. Выяснилось, что дети удивлялись, когда реакция первых двух персонажей не совпадала с поведением третьего героя: он действовал так же, как они, но все равно не был принят в их «компанию».

Важная черта социальных норм в том, что люди не только ведут себя подобно другим, как многие животные, но и оценивают других — соблюдают ли те правила группы. Правила могут касаться любого поведения, главное — оно сигнализирует о принадлежности к определенной группе. У младенцев понимание этого появляется даже до возможности сформулировать и выполнить такие правила.

Авторы исследования Мориц Костер из Регенбургского университета утверждают, что данная особенность может быть заложена в человеческой природе, являться ее базовым механизмом, социальным компасом, который позволяет грудным детям организовывать и ориентироваться в социальном окружении с самого раннего возраста.