Новые сведения способствуют пониманию причин различий в способности ребенка к сопереживанию в различных ситуациях.

Для понимания мыслей и действий других людей людям необходимо уметь «встать» на чью-то сторону. Когда формируется эта способность – предмет споров. Первое предположение о том, что мышление ребенка обладает эгоцентризмом, высказал психолог Жан Пиаже в 20-30-х годах XX века. Предполагалось, что маленькие дети не способны понять чувства и восприятие других людей.
Эксперимент с куклой показал, что ребенок отвечал на вопрос о том, что видит кукла, опираясь на своё собственное восприятие. Другие исследователи подвергли критике подход Пиаже, его возрастные границы для чисто эгоцентричного восприятия и возможность ребёнка пройти тест при определённых условиях. Полученные данные свидетельствуют о том, что мышление ребенка отличается от взрослого, но эти различия более сложны, чем первоначально предполагалось.
Учёные из Института когнитивных и нейронаук имени Макса Планка, Лондонского университетского колледжа и Лаборатории социальной нейробиологии в Берлине. рассмотрелиБиологические основы этого вопроса изучены в исследовании, опубликованном в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Новая работа показывает, что четырехлетние дети способны понимать мысли других. Такая способность развивается в этом возрасте из-за созревания определенной сети нейронов мозга. Младше четыре лет дети могут предсказывать поведение других на основе мыслей, но это предсказание опирается на другое объединение нервных клеток. Исследователи делают вывод о наличии в человеческом мозге двух систем для восприятия точки зрения другого человека, которые созревают с разной скоростью.
Исследователи проанализировали поведение детей в возрасте от трёх до четырёх лет с помощью видеороликов о том, как кот преследует мышь. В кадре кошка наблюдает, как мышь прячется в одной из двух коробок. Пока кота нет, мышь незаметно для него подходит к другому ящику. Когда кот возвращается, ему нужно доверять, что мышь всё ещё находится в первом месте.
С помощью технологии отслеживания движений глаз исследователи проанализировали поведение участников. Трех- и четырехлетние дети ожидали, что кошка подойдет к коробке, где ранее была мышь. Таким образом, они предсказали место поиска кошки на основании ее убеждений.
В исследовании выяснилось, что трехлетние дети не смогли определить местонахождение мыши с точки зрения кошки, в отличие от четырехлетних.
Авторы утверждают, что за вербальные рассуждения о кошачьих мыслях и невербальные прогнозы их действий отвечают разные участки мозга. Исследователи называют эти структуры мозговой основой для неявной и явной теории сознания.
Разные корковые области мозга достигают зрелости в разном возрасте. Супрамаргинальная извилина, отвечающая за невербальное предсказание действий, созревает раньше и участвует в визуальном и эмоциональном восприятии перспективы. Это позволяет младшим детям предсказать действия людей. Височно-теменное соединение и прекуней, обеспечивающие понимание чувств, видения, предполагаемых действий и мыслей других, развиваются исключительно для выполнения этой функции к четырем годам, — объясняет первая автор Шарлотта Гросс Висманн.
В первые три года жизни дети, возможно, еще не до конца понимают мысли других. Однако у них уже есть механизм, представляющий собой базовый способ выбора перспективы, с которым совсем маленькие дети принимают точку зрения другого.