Распознавание лиц улучшило качество фотографий.

Исследователи из Колумбийского и Калифорнийского университетов (Сан-Диего) установили, что люди часто принижают положительные качества, которые демонстрируют незнакомые им люди.

Понимание социальных сигналов имеет большое значение для эффективного общения. Установлено, что взаимодействие с привычными объектами вызывает положительные ассоциации, поскольку они способствуют снизить чувство неопределенности и упростить обработку информации. Однако то, как ознакомление связано с восприятием эмоций, изучено недостаточно. Большинство таких работ использовали в качестве переменных счастливое и нейтральное выражения лица. При этом опыты 2007 года показали, наблюдение за другими людьми может по-разному влиять на испытуемых, и даже их положительные эмоции способны вызывать различные реакции. Для изучения этой закономерности американские исследователи осуществили два эксперимента.

Сначала 50 студентам показали серию фотографий лиц мужчин и женщин. Фотографии были разделены на пять категорий в зависимости от интенсивности и эмоциональной окраски: гневные лица (50 и 25 процентов), нейтральные и счастливые лица (25 и 50 процентов). После тренировки, в ходе которой каждому участнику был представлен половина снимков, студенты просматривали оставшиеся изображения, лишь некоторые из которых были им уже знакомы. Для определения более счастливого лица тестовые стимулы предъявлялись парами, каждая пара отображалась в течение трех секунд. Результаты показали, что знакомые лица, даже с нейтральным выражением, чаще воспринимались как положительные.

Изучение взаимосвязи между выбором знакомых лиц и силой положительной экспрессии проведено Эваном В. Карром и др. в журнале «Psychological Science» в 2017 году

Учитывая, что подобная закономерность не наблюдалась у раздраженных людей, исследователи скорректировали процедуру эксперимента. В этот раз 40 другим студентам последовательно демонстрировались пять типов стимулов. Вместо выбора более радостного лица, испытуемым предлагалось оценить, насколько, по их мнению, выражает счастье наблюдаемый человек, используя шкалу от 0 до 100 баллов. Таким образом, авторы исследовали индивидуальное восприятие эмоций как знакомых, так и незнакомых людей, принимая во внимание их валентность и интенсивность. Результаты первого этапа эксперимента были подтверждены: участники в среднем ниже оценивали уровень счастья незнакомых людей и выше — знакомых, причем эта тенденция усиливалась пропорционально выраженности положительных (но не отрицательных) эмоций.

Дальнейший анализ также показал, что испытуемые чаще приписывали знакомым людям завышенную степень счастья, особенно когда характеристики этих людей были нейтральными. Это значит, что для того, чтобы студенты оценили знакомые им стимулы как позитивные, им требовались менее заметные проявления эмоций. Полученные результаты подтверждались и временем реакции: участники быстрее распознавали эмоции людей, которых они видели на тренировке. По мнению ученых, представленные данные впервые объясняют взаимосвязь между восприятием выражения лица и интенсивности эмоций, и при этом соответствуют гипотезе о влиянии ошибки позитивности (hedonic skew) на скорость обработки информации.

Статья опубликована в журнале Psychological Science.

Ранее психологи выяснили, иногда яркие выражения лица способны затруднять идентификацию людей.