Научный метод требует проверки даже очевидных идей. Исследователи подтвердили на практике, что слепая вера в науку увеличивает восприимчивость к псевдонаучной информации. Однако есть позитивная новость: если до начала эксперимента попросить подопытных критически относиться к информации, уровень доверия к фейковым новостям, даже оформленным научным языком, значительно снижается.

Недавно специалисты Университета штата Иллинойс в Урбане-Шампейне провели серию из четырех экспериментов. UIUCИтоги анализа результатов Томас О’Брайан Thomas C. O’Brien), Райан Палмер (Ryan Palmer) и Долорес Альбаррацин (Dolores Albarracin) опубликовали в журнале Journal of Experimental Social PsychologyНаучная статья выйдет в сентябрьском выпуске рецензируемого журнала, однако ее текст уже доступен. размещен онлайн.
Исследователи разработали две вымышленные истории, напоминающие реальные и касающиеся актуальных мировых проблем. Первая история рассказывала о созданном как биологическое оружие вирусе, вторая — о канцерогенных эффектах генетически модифицированных организмов. По каждой истории авторы создали два текста: один, имитирующий стиль научных публикаций с ссылками на несуществующие работы и специализированными терминами, и другой, будто бы написанный активистами.
В экспериментах участвовали от 382 до 605 человек, случайно разделенных на группы, получавшие либо «научный», либо «ненаучный» текст. Из-за пандемических ограничений работа с респондентами была дистанционной. Перед чтением тестовой записи каждый участник заполнил опросник для оценки его доверия к науке. Затем отвечал на вопрос о правдивости прочитанного текста. В одном из четырех «раундов» перед знакомством с «новостью» участников просили отнестись к информации критически.
Результаты показали, что чем больше респондент доверял науке, тем чаще признавал правдивым фейк-ньюс, написанный «научным» языком. Среди тех, кто не отличался особым доверием к науке, разницы в восприятии «научного» и «ненаучного» текста заметить не удалось. Что интересно, вне зависимости от отношения человека к авторитету ученых, если ему напомнить о необходимости быть скептиком и мыслить критично, он будет обманут поддельной новостью с меньшей вероятностью.
Авторы считают полученные результаты значимыми в контексте актуальной проблемы человечества — «инфодемии». Эпидемия конспирологических теорий и фейковых новостей развернулась на фоне пандемии коронавируса. Ученые подчеркивают необходимость укрепления доверия к науке, поскольку это повышает шансы выживания общества и его способность развиваться. Однако это нужно сделать не посредством пропаганды слепой веры в любой авторитетный источник информации, а путем популяризации критического мышления и здравого скептицизма.