Упорство — лучшее руководство для исследователей, чем природный талант.

Рассказы о признанных гениях, например об Эйнштейне, могут демотивировать молодёжь, в то время как истории о преодолении трудностей способствуют вдохновению.

Эдисон — лучший образец для подражания молодым учёным по сравнению с Эйнштейном.

У молодых исследователей важен позитивный образец для подражания, на кого можно ориентироваться в начинаниях. Какой же он должен быть? Статья утверждает, опубликованной в журнале Basic and Applied Social PsychologyУченые, прославившиеся упорством и старательностью (например, Эдисон), более успешно вдохновляют других, нежели гениальные люди, для которых достижения приходят с относительной лёгкостью вследствие исключительных способностей.

Ху Данфэй, один из авторов исследования, утверждает: «Существует заблуждение, что гениальность необходима для занятий наукой. Это неправда и может быть причиной того, что люди отказываются заниматься наукой. Усердие — обычная часть научной работы, а исключительный талант не является единственным условием успеха».

Ху совместно с Джанет Ан изучила, как разные образы успешных людей помогают молодым учёным определять конкретные цели, а также формировать поведение и стратегии карьерного развития. Предыдущие исследования этой темы в основном фокусировались на качествах, которые делают ролевые модели эффективными. Данфэй и Ан пытались выяснить, как личные убеждения начинающих учёных о примерах для подражания влияют на мотивацию.

Три эксперимента были проведены с участием 176, 162 и 288 испытуемых. В первом из них все участники прочитали историю о том, как ученый преодолевал трудности в науке. Половине участников сообщили, что этим ученым был Томас Алва Эдисон, другой половине — что главным героем истории является Альберт Эйнштейн.

Истории о достижениях Эйнштейна не вдохновляют молодых исследователей.

Вторую подгруппу убедила в том, что причина успеха Эйнштейна – это именно его гениальность, а не умение преодолевать трудности. Люди, которые считали, что текст рассказывает об Эдисоне, были более мотивированы к решению математических задач. «Это подтверждает, что люди обычно считают Эйнштейна гением и связывают его успех необычайным талантом, — говорит Ху Данфэй. — Эдисон же известен большим количеством неудач при попытке создать лампочку, и его успех обычно связывают с настойчивостью и трудолюбием».

В эксперименте два группа испытуемых читали о учёном. Первой группе сказали, что это рассказ об Альберте Эйнштейне, а второй – о Марке Джонсоне (имя вымышленное). Те, кто считали, что читали о Джонсоне, реже утверждали, что для успеха нужны исключительные способности и лучше решали математические задачи.

В третьем эксперименте участникам предложили прочитать рассказ и сообщили о человеке, которого якобы повествует текст: Эдисон, Эйнштейн или вымышленный ученый. Эдисон оказался лучшим мотиватором, чем придуманный персонаж, в то время как рассказ об Эйнштейне демотивировал участников.

Совместные результаты демонстрируют: если вы считаете, что чье-то достижение связано с приложенными усилиями, это мотивирует больше, чем история о предопределенном успехе гения. Понимание того, что великое можно добиться трудом и старанием, очень вдохновляет, говорит Дэнфей. Авторы статьи полагают, что их работа поможет молодым ученым понять, что борьба за успех — это естественно, и снизит число тех, кто уходит из науки на ранних этапах карьеры.