Двухнедельный запрет гаджетов и телевизора во внеурочное время улучшил поведение и психическое состояние детей, как выяснил рандомизированный клинический эксперимент с 89 датскими семьями.

Время, которое ребенок или взрослый проводят перед экранами различных устройств, включая смартфоны и телевизор, называют экранным временем. В последние годы все больше данных свидетельствуют о том, что длительное пребывание у экранов может негативно воздействовать на формирующуюся психику детей и подростков.
Недавно проведенный систематический обзор и метаанализ 87 научных публикаций по данной тематике позволили. выявитьМедики из Дании провели эксперимент, чтобы выяснить, как уменьшение времени использования устройств с экранами повлияет на поведение и психику детей. опубликовал журнал JAMA Network Open.
Семьи с детьми 6-10 лет из Южной Дании, которые ранее участвовали в исследовании о семейных привычках использования экранов, получили предложение принять участие в клинических испытаниях.
В итоговую выборку вошли 89 семей с 181 ребёнком. Семьи случайным образом разделили на экспериментальную и контрольную группы. В первую группу включили 45 семей с 86 детьми (42 девочки и 44 мальчика), средний возраст которых составил 8,6 года (±2,7 года). Во вторую группу зачислили 44 семьи с 95 детьми (57 девочек и 38 мальчиков). Средний возраст составил 9,5 лет (±2,5 года).
Эксперимент продолжался две недели. Участники группы вмешательства — все дети и как минимум один взрослый (желательно все члены семьи) — должны были отдать смартфоны и планшеты. Вместо них получили обычные кнопочные телефоны. Испытуемых попросили значительно уменьшить время у экранов во внеучебное время — до трех часов в неделю или меньше, а также фиксировать каждый такой эпизод.
Влияние ограничения экранного времени не распространялось на устройства, используемые для учебы и выполнения других важных задач, поскольку такое время не считалось свободным. В домах семей разместили небольшие плакаты с напоминанием об эксперименте, за участие в котором полагалось вознаграждение в 70 евро (примерно 6750 рублей).
Экспериментаторы следили за соблюдением правил при помощи программ мониторинга. Изменения в психическом состоянии и поведении детей оценивали с помощью специального скринингового опроса. Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ)Заполняли родители анкету он-лайн сначала, а потом через две недели. методикуИспользуются для определения детей и подростков с неврологическими расстройствами.
Семейства второй группы следовали обычным паттернам использования гаджетов и других цифровых средств, однако, подобно участникам первой группы, прошли тестирование.
Полученные сведения подвергли анализу с использованием статистических методов.
Дети из группы вмешательства продемонстрировали улучшение поведения и снижение выраженности симптомов, связанных с эмоциональными затруднениями и трудностями в общении с ровесниками. выражалось в изменении показателей с пограничных до нормальных.
Исследователи не изучали связь позитивного влияния ограничений экранного времени на детей с конкретными факторами. Ученые считают, что отчасти эффект можно объяснить увеличением времени для общения с друзьями, сверстниками и семьей, поскольку дети меньше стали тратить время на гаджеты.
Ранее американские медики предупредилиКаждый дополнительный час просмотров телепередач в раннем детстве может увеличить риск атипичного сенсорного восприятия, то есть необычных реакций на сенсорные раздражители. Такое поведение наблюдается, в частности, при расстройствах аутистического спектра.
В другом исследовании японские ученые увиделиВлияние экрана на развитие малышей.