Улыбка вредит лишь юным.

Психологи из Израиля и Канады провели эксперимент: участникам показывали фотографии людей с разными выражениями лица — улыбающимися и со спокойным выражением. Оценки возраста людей на фотографиях с улыбками отличались от фактического возраста больше, чем у фотографий с нейтральным выражением.

Станна Интернэшнл / Фликр / Автор: Андрей Чернов

Ученые давно изучают влияние улыбки на восприятие возраста. Три года назад группа исследователей опубликовала результаты работы, в которой впервые показала, что улыбающиеся люди кажутся старше на один-два года. Психологи объяснили этот нетривиальный эффект морщинками, которые появляются вокруг глаз на лице человека, который улыбается.

Предыдущая работа имела недостаток: эксперимент проводился только с фотографиями молодых людей, у которых меньше мимических морщин. Морщинки вокруг глаз у молодых выделяются сильнее. В новом исследовании учёные включили в эксперимент ещё две возрастные группы: кроме молодых взрослых (20-39 лет) — людей среднего возраста (40-59 лет) и пожилых (60-79 лет).

Исследователи подтвердили результаты предыдущего эксперимента, показав, что молодые лица с улыбкой кажутся старше, чем с нейтральным выражением лица. В группе 60+ аналогичных различий не удалось обнаружить. Ученые полагают, что это связано с тем, что морщинки вокруг глаз у пожилых людей теряются на фоне других, и эффект становится менее заметным. Когда участникам эксперимента показывали фотографии только глаз тех же пожилых людей, эффект улыбки снова повлиял на оценку возраста.

Улыбка по-разному воздействовала на восприятие возраста людей в возрасте 40-59 лет: мужчины этого возраста казались старше, когда улыбались, но улыбка не влияла на оценку возраста женщин в той же группе. Авторы предполагают, что это связано с физиологическими особенностями мужской и женской кожи, а также различным образом жизни и подходом к уходу за лицом.

Эксперименты показывают, что морщины вокруг глаз сильнее всего влияют на восприятие возраста, особенно если они появились на улыбающемся лице.
Это важно в условиях пандемии, когда многие люди носят маски, и приходится больше внимания уделять глазам как источнику социальной информации.

Статья с результатами нового исследования опубликована в журнале Scientific Reports.