Исследования показали, что у людей, общающихся в виртуальной среде, более вероятно формируются негативные предрассудки по отношению к собеседникам. В процессе опосредованного общения высказывания часто интерпретируются не в том ключе, в котором они были произнесены при непосредственном контакте.
После пандемии коронавируса высшие учебные заведения стали шире применять виртуальные аудитории и разнообразные платформы для видеоконференций. Даже в период очного обучения студенты всё чаще выбирают обсуждение групповых заданий не при личной встрече, а в онлайн-режиме. Тем не менее, такой формат взаимодействия имеет и отрицательные стороны. Например, из-за видеозвонков может снизиться креативность, а социальные сети способны сделать человека несчастным и недоверчивым .
Ученые из Университета Джорджа Вашингтона обнаружили, участники онлайн-коммуникации нередко испытывают негативные предубеждения. Общение посредством текстовых сообщений затрудняет точное понимание интонации и общего настроя собеседника. Даже нейтральные высказывания могут быть восприняты как саркастичные или пассивно-агрессивные, а сообщения, написанные в спешке, — как резкие и раздраженные.
Видеоконференции дают возможность улавливать интонации и видеть мимику собеседника, но не могут полностью заменить личное общение. Студентам, которые не знакомы между собой или редко общаются вне учебного процесса, было сложнее понимать друг друга и находить подход к выяснению деталей. Это отрицательно влияло на эффективность работы команды и на уровень итогового продукта.
В исследовании приняли участие студенты старших курсов, обучающиеся в области менеджмента и работающие над совместным учебным проектом, несмотря на их географическую удалённость. Исследователи не только фиксировали взаимодействие студентов в процессе выполнения заданий, но и обсуждали с ними возникающие коммуникационные проблемы, а также предоставляли соответствующие советы.
Компенсировать неблагоприятные последствия виртуального взаимодействия удалось благодаря анализу студентами ситуаций общения. В частности, они начали выявлять цели, с которыми команда применяет определенные технологии, и задачи, которые должно решить обсуждение. Также они осознали, что у каждого участника могут сформироваться негативные предубеждения, и стали более внимательно подходить к составлению текстовых сообщений и формулированию устных высказываний. Повышенное внимание к сложностям онлайн-коммуникации способствовало улучшению обмена информацией и оказало благоприятное влияние на взаимодействие в группе.
Авторы исследования, опубликованного в журнале Academy of Management Learning & Education, по мнению авторов, полученные результаты имеют важное значение для управленческого высшего образования. Они полагают, что негативные последствия виртуального общения затрагивают не только студенческие группы, но и работающих специалистов, использующих сочетание личных встреч и видеоконференций. Кроме того, для участников виртуального общения не обязательно находиться на значительном расстоянии: технологии коммуникации способны снизить эффективность обмена информацией, даже если все участники находятся в одном помещении.
Руководителям учебных и рабочих коллективов, по мнению исследователей, необходимо в первую очередь понимать особенности онлайн-коммуникации. На основе сделанных теоретических заключений будут созданы практические советы для менеджеров и разработчиков учебных материалов.