Исследование, проведенное с применением технологий виртуальной реальности, продемонстрировало, что у людей, страдающих кокаиновой зависимостью, VR-опыт может провоцировать желание употребить наркотик. Разработчики надеются, что в будущем этот подход позволит создать средство для терапии наркологических расстройств, помогающее пациентам справляться с опасной зависимостью.
Использование запрещенных психоактивных веществ, включая кокаина, может приводить к серьезным последствиям для здоровья населения. Обладая высоким потенциалом вызывания зависимости и формируя устойчивые поведенческие паттерны, кокаин способен вызывать раздражительность, бессонницу, параноидальные состояния, суицидальные мысли, потерю самоконтроля и агрессивное поведение. Кроме того, употребление препаратов, содержащих кокаин повышает риск сердечно-сосудистых заболеваний и подавляет иммунитет.
По оценкам, в США, лидирующих по распространенности употребления кокаина, общественные расходы, связанные с этой проблемой, достигают 45,5 миллиарда долларов в год.
Ключевым признаком злоупотребления кокаином является сильная зависимость от наркотику. Некоторые подходы в психотерапии, направленной на лечение зависимости от кокаина, включают в себя намеренную провокацию желания употребить наркотик, чтобы помочь пациентам освоить методы борьбы с ним.
Французские исследователи, стремясь найти более эффективные средства для создания максимально правдоподобных ощущений решили опробовать технологию виртуальной реальности.
В эксперименте приняли участие одиннадцать пациентов, страдающих кокаиновой зависимостью, из наркологического центра в Страсбурге (Франция). Для мотивации участия добровольцам была предоставлена продуктовая ваучер на сумму 30 евро. При формировании выборки исследователи исключили людей с определенными психическими расстройствами и другими заболеваниями, которые могли бы повлиять на результаты исследования. Кроме того, к участию не допустили тех, кто испытывал симптомы укачивания во время тестирования в виртуальной реальности.
Участники добровольно приняли участие в трёх сеансах длительностью 90 минут каждый. Во время сеансов они использовали гарнитуры виртуальной реальности Meta Quest 2*. На первой встрече проводилась оценка соответствия участников требованиям исследования. На второй встрече с ними отработали дыхательную технику релаксации для преодоления тяги к наркотикам, которая планировалась быть применённой в эксперименте. На третьем этапе сначала погрузили участников в нейтральную, а затем — в VR-среду, вызывающую жажду кокаина. Сессию завершили дыхательной релаксацией для помощи участникам справиться с возникшей тягой.
В первой ситуации участники исследования находились в виртуальной квартире с обстановкой, лишенной каких-либо особенностей. Во второй версии VR-сценария окружающая среда была аналогичной, однако в ней присутствовали предметы, ассоциирующиеся с употреблением кокаина, и имитировался процесс употребления наркотика.
Проведенные в рамках эксперимента специализированные опросы выявили, что симуляция значительно повысила у испытуемых желание употреблять кокаин по сравнению с нахождением в нейтральной виртуальной реальности. При этом, последующая дыхательная релаксация помогла уменьшить возникшее стремление к наркотику и восстановить эмоциональное состояние до первоначального, снизив уровень негативных эмоций и увеличив долю позитивных.
Несмотря на ограниченное количество участников, что затрудняет обобщение полученных данных, исследователи признают их значимость. Авторы утверждают, что их работа, вышедшая в журнале Addictive Behaviors Reports, это послужило отправной точкой для дальнейших изысканий, направленных на изучение возможности использования виртуальной реальности в терапии кокаиновой зависимости.
*В связи с признанием их экстремистской, деятельность корпорации Meta, владеющей социальными сетями Facebook и Instagram, остановлена на территории Российской Федерации.