Согласно масштабному исследованию, проведенному американскими учеными, при осознании ограниченности времени, будь то возможность поужинать в ресторане во время поездки или время, отпущенное на жизнь, люди склонны выбирать привычные места, а не открывать для себя что-то новое.
Согласно предыдущим исследованиям, большинство людей тяготеют к новым переживаниям, нежели к уже знакомым (например, предпочтут фильм, который еще не видели, тому, который уже просмотрен, при наличии равных возможностей). Однако, как установили исследователи из Чикагского университета (США), когда становится ясно, что какой-то процесс близится к завершению, люди, наоборот, начинают выбирать привычные вещи и знакомые места вместо новых. Результаты исследования опубликованы в Journal of Personality and Social Psychology.
В ходе серии экспериментов, в которых приняли участие 5889 человек, исследователи попросили 500 онлайн-добровольцев и 663 студентов колледжей и бизнес-школ оценить гипотетические ситуации, предполагающие выбор между новым и знакомым опытом. Например, им предлагалось решить, что предпочтительнее: прочитать новую книгу или перечитать старую, любимую, посетить незнакомый город или вернуться в тот, который когда-то был для них дорог.
Для половины респондентов выбор сводился к предпочтению между проверенным и новым опытом, однако другая половина рассматривала это как последнюю возможность прочитать книгу или посетить город. В любом случае, представители второй группы отдавали предпочтение уже знакомым им вариантам, а не новым.
В дальнейших исследованиях авторы отошли от теоретического опроса и проанализировали действия участников как в лабораторной среде, так и в условиях, приближенных к реальным. Так, в одном из экспериментов участникам сообщили о подарочной карте в ресторан, однако предупредили, что она будет действительна лишь в течение следующего месяца.
Одной группе сообщили об ограниченных возможностях посещения нового заведения, в то время как другую группу не информировали об этом. В итоге, 67% участников первой группы выбрали привычный ресторан вместо нового (для сравнения, во второй группе лишь 48% тех, кто сделал аналогичный выбор).
Ученые полагают, что подобное явление обусловлено не исключительно тем, что привычные предметы воспринимаются как более безопасные; решение, какое из двух вариантов – старый или новый – предпочесть, побуждает нас задуматься о наших приоритетах.