Исследователи из Великобритании выяснили, почему некоторые дети и взрослые страдают коулрофобией — боязнью клоунов. Основная причина оказалась довольно неожиданной.
Коулрофобия — малоизученное явление, которого нет в списке МКБ-10 (Международная классификация болезней) ВОЗ, однако есть исследования, показывающее, что страх перед клоунами широко распространен. При этом изучение причин самой фобии не проводилось. Ученые из Школы психологии и терапевтических исследований Университета Южного Уэльса (Великобритания) решили исправить этот недочет и провели обзор литературы, а также опросили 987 участников из 52 стран, большинство из которых, впрочем, проживали в Англии.
Из них 790 (80 процентов) были женщинами, 197 (20 процентов) — мужчинами, возрастной диапазон испытуемых составил от 18 до 72 лет. Всего 528 добровольцев (53,5 процента) сообщили о том, что в той или иной степени они боятся клоунов, пять — что у них есть настоящая фобия.
Выяснилось, что страх перед клоунами у участников выражен больше, чем другие фобии (например, высоты, крови и инъекций, закрытых пространств, полетов). Женщины оказались больше подвержены коулрофобии, чем мужчины. Еще один вывод: с возрастом этот страх ослабевал.
Ученым также удалось пролить свет на факторы возникновения коулрофобии. Чтобы узнать о них, исследователи разработали опросник, который включал в себя следующие варианты ответов о причинах страха: специфическая раскраска клоунов, которая делает их похожими не на людей, а на кукол; гипертрофированные черты лица; яркий грим, скрывающий истинные эмоции человека; цвет макияжа клоунов ассоциируется с «раскраской» трупа, напоминает о кровопотере и вызывает отвращение; непредсказуемое поведение артистов; передача коулрофобии от других членов семьи; негативное изображение клоунов в популярной культуре; пугающий опыт общения с аниматором.
Самый низкий процент ответов оказался у варианта о передаче фобии от другого члена семьи, а один из самых высоких — о негативном изображении клоунов в популярной культуре (взять хотя бы Пеннивайза из романа Стивена Кинга «Оно»). Но самым сильным фактором оказался даже не устрашающий грим клоунов, а то, что под ним не видно его настоящих эмоций, поэтому окружающие не могут понять намерений артиста. Свои выводы ученые представили в журнале Frontiers in Psychology. Остается неясным вопрос о том, боятся ли люди аниматоров в костюмах животных или с нарисованными мордами зверей. Исследователи намерены глубже изучить эту проблему.