Согласно недавнему исследованию, студенты высших учебных заведений, демонстрирующие ярко выраженные черты нарциссизма, макиавеллизма, психопатии и материализма, могут быть более склонны к академическому нечестности и неправомерному использованию нейросетей при решении учебных задач.
Темные стороны личности, или черты темной триады, неоднократно становились объектом научных изысканий. Ранее немецкие психологи отметили выраженный уровень макиавеллизма и нарциссизма у экоактивистов. В другой статье авторы определили, что схожие личностные черты, а также невыраженные психопатические и садистские тенденции свойственны криптоинвесторов.
В новой работе, которая недавно появилась в журнале BMC Psychology, ученые из Южной Кореи провели исследование, сфокусировавшись на студентах и актуальных тенденциях академической нечестности среди них — использовании нейросетей вроде ChatGPT и Midjourney.
По мнению экспертов, студенты, проявляющие ярко выраженные черты темной триады, более склонны к нечестности в учебе и неправомерному использованию искусственного интеллекта. Предыдущие исследования указывают на то, что нарциссизм, макиавеллизм и психопатия, а также материализм связаны с корыстью, стремлением к манипулированию и пренебрежением общепринятыми нормами. Обычно такое поведение проявляется в попытках получить личную выгоду, увеличить свой статус и повысить самооценку.
Для проверки выдвинутой гипотезы была сформирована выборка, включающая более 500 человек, учащихся в шести крупных вузах творческой направленности, расположенных в провинции Сычуань, Китай. По словам исследователей, студентов, обучающихся на специальностях, связанных с актерским мастерством, музыкой, танцами, изобразительным искусством и дизайном, отличают более высокие требования к проявлению креативности и созданию оригинальных работ. Образовательные программы объединяют традиционные подходы и современные технологии, в том числе инструменты искусственного интеллекта, что может провоцировать их недобросовестное использование с целью улучшения результатов.
В ходе исследования студентам были предложены стандартизированные опросники для оценки личностных характеристик, уровня учебной тревожности, фрустрации, склонности к прокрастинации и негативным мыслям. Кроме того, часть вопросов была посвящена особенностям применения нейросетей. С помощью методов статистического анализа исследователи выявили взаимосвязи между указанными факторами.
Полученные данные соответствовали прогнозам: студенты, показавшие более высокие результаты в тесте на черты темной триады, проявляли повышенную склонность к нечестному поведению в учебном процессе, используя нейросети для создания работ и выдавая их за собственные. Нарциссы могли использовать такой способ обмана, чтобы сохранить свой имидж и получить одобрение со стороны одногруппников. Студентам с ярко выраженным макиавеллизмом это казалось путем к успеху, а те, кто обладает психопатическими чертами, характеризующимися импульсивностью и отсутствием раскаяния, не видели в подобных действиях ничего плохого.
У лиц, допускавших возможность нарушения академической этики, наблюдался более высокий уровень тревожности, связанной с учебным процессом, а также склонность к прокрастинации. Данное поведение, в свою очередь, было связано с усилением чувства разочарования и увеличением количества негативных мыслей. Поспешность и психологическое напряжение дополнительно повышали вероятность использования нейросетей, что приводило к формированию замкнутого цикла.
Данные результаты имеют значение, так как способствуют более глубокому пониманию причин возникновения подобных нарушений среди учащихся. Однако авторы исследования отметили, следует учитывать, что исследование базируется на информации, предоставленной самими участниками, и не дает возможности утверждать о наличии прямой связи между признаками темной триады и нечестным использованием нейросетей в образовании.
Несмотря на это, полученные данные могут оказаться ценными при создании нормативных актов, определяющих использование искусственного интеллекта в образовательных учреждениях. Эксперты полагают, что внедрение курсов по этике работы с нейросетями и предоставление психологической поддержки учащимся способно предотвратить подобные нарушения.