Согласно исследованию, проведенному международной группой ученых, восприятие музыкальных ритмов мозгом человека имеет двойственную природу: оно формируется как под влиянием культурных особенностей, так и является универсальным для представителей всех народов.
Подобно языку, музыка формируется из сочетания отдельных компонентов. Музыкальные ноты объединяются в «фразы» и характеризуются временными промежутками. В западной музыке эти промежутки не случайны и нередко соответствуют целым соотношениям частот или длительностей. Исследования, посвященные восприятию музыки, в основном проводились с участием людей из Западной Европы или Северной Америки. В связи с этим, то, как воспринимают музыку представители иных культур, остается предметом меньшего внимания.
Чтобы глубже понять этот вопрос, ученые из Института эмпирической эстетики Макса Планка (Германия), университетов Осло (Норвегия), Западного Онтарио, Макмастера (Канада), Брандейса (США), Венского (Австрия), Китайского университета Гонконга (Китай), Королевского технологического института (Швеция) и ряда других научных учреждений провели исследование. В нем приняли участие группы из 39 коллективов, представляющих 15 стран, расположенных в Северной и Южной Америке, Европе, Африке и Азии. Результаты их работы представили в журнале Nature Human Behavior.
Следует отметить, что данная работа является развитием предыдущего, более скромного исследования, проведенного в 2017 году частично теми же учеными. Тогда они сравнивали восприятие ритма у слушателей из США и традиционных сообществ, проживающих в лесах Амазонки в Боливии. Чтобы измерить то, как участники воспринимают музыкальный ритм, ученые разработали задание, в котором проигрывали случайно сгенерированную серию из четырех тактов, а затем просили слушателей воспроизвести услышанное.
В результате неоднократных повторений у слушателей преобладали их собственные представления о музыке. Анализ показал, что ритмы, воспроизводимые американскими участниками, характеризовались временными промежутками, основанными на простых числах: 1:1:2 и 2:3:3, что типично для западной музыки. Боливийские участники также воспроизводили ритмы, основанные на простых соотношениях, но они отличались от западных ритмов и, скорее всего, соответствовали мелодиям, к которым они привыкли.
Подобно тому, как это было установлено в предыдущем исследовании, ученые вновь выяснили, что люди в каждой протестированной группе проявляют тенденцию к восприятию простых числовых пропорций в музыкальном ритме. Однако, эти пропорции не были идентичными во всех группах. Так, участники из Северной Америки и Западной Европы демонстрировали предпочтение к определенным ритмам, в то время как добровольцы из Турции, Мали, Болгарии и Ботсваны – к иным (2:2:3). При этом, ритм, разделенный на равные или практически равные временные отрезки (1:1:1 или 1:1:2), оказался универсальным для всех культур).