По мнению американских ученых, взаимодействие верующих с представителями иных религиозных течений способствует формированию у них более терпимого отношения к научному взгляду на мир. В то же время, чем более изолированным является религиозная группа, тем меньше вероятность ее принятия научных знаний.
Многие люди, исповедующие веру, считают, что атеизм представляет собой разновидность религиозного мировоззрения, в котором отсутствует вера в Бога. В их представлении, это, по сути, «вера» в разум, логику и здравый смысл. Это объясняется тем, что для некоторых верующих немыслима картина мира без какой-либо веры. Различия в устройстве мозга убежденных верующих и атеистов приводят к возникновению когнитивных искажений.
Нейробиологи постоянно выявляют определенные области мозга, которые вовлечены в переживание мистического опыта, имеющего отношение к религиозности. Подобный опыт, к примеру, связан со специфической активностью в нижней теменной доле головного мозга. Данная область мозга отвечает за обработку информации, поступающей извне, концентрацию внимания и самоосознание.
В ходе исследований, проведенных учеными из Стэнфордского и Колумбийского университетов, в общей сложности приняли участие верующие из более чем 140 стран, а в США было зафиксировано около трех тысяч административных единиц. Выводы представлены в журнале PNAS Nexus.
Анализ показал, что в странах, где представлено большее число религиозных течений, люди проявляют большую терпимость к научному взгляду на мир. Кроме того, у них реже возникает убеждение, что их вероисповедание является наилучшим способом познания истины, превосходящим науку. В то же время, люди, менее терпимые к другим религиям, чаще выражают отрицательное отношение к науке, что выходит за рамки общего уровня религиозности. При этом не имело значения место проживания людей – в США, Индии, Пакистане – и их вероисповедание, будь то христианство, индуизм или ислам.
В результате проведенных исследований ученые установили, что наличие религиозного разнообразия в конкретном регионе или стране влияет на то, как люди воспринимают научный взгляд на мир.
«В регионах, где наблюдается небольшое религиозное разнообразие, секты, заявляющие о своей исключительности и единственности, могут найти благоприятную среду для распространения. Недостаток взаимодействия с последователями других вероисповеданий упрощает процесс демонизации тех, кто исповедует другие религии, и представления о них как о «неверующих». По мнению исследователей, реальное религиозное разнообразие в соседних регионах может повысить уровень религиозной толерантности и, как следствие, способствовать более позитивному отношению к науке.
По мнению авторов работы, представителям разных вероисповеданий следует чаще взаимодействовать друг с другом, чтобы они могли рассмотреть мир под иным углом, включая научный.