Новое исследование показало, что младенцы способны понимать социальные нормы.

Впервые немецкие и английские ученые доказали, что младенцы способны различать правильное и неправильное поведение.

Социальные нормы – это устоявшиеся правила, образцы и стандарты поведения, которые помогают упорядочить и стабилизировать взаимодействие между людьми. По мнению специалистов, дети начинают понимать социальные нормы примерно в три года. Это происходит потому, что в этом возрасте малыши начинают корректировать поведение других детей, если замечают, что они не соблюдают установленные правила. Некоторые исследования также показали, исследования показывают, что тенденция к исправлению поведения других детей проявляется уже в возрасте 18 месяцев. Однако, на данный момент не существует данных, подтверждающих, осознают ли дети понимание норм поведения в более раннем возрасте.

Согласно заявлению исследователей из университетов Регенсбурга (Германия) и Оксфорда (Великобритания), это было установлено в ходе их работы, опубликованной в журнале Scientific Reports. В этом исследовании ученые впервые продемонстрировали, что дети начинают осознавать социальные нормы уже в возрасте 11 месяцев.

Для исследования того, как младенцы реагируют на отклонения от нормы, исследователи разработали короткие анимационные ролики. В этих роликах два персонажа поочередно выполняли определенное действие, например, сталкивали два шарика. Затем третий персонаж либо повторял их действия, либо выполнял иное действие, например, подбрасывал шарики вверх. При попытке присоединиться к первым двум персонажам, они либо приветствовали нового участника, либо выражали неприятие, отворачиваясь.

В ходе исследования, дети просматривали видеоролики, в то время как ученые фиксировали изменения в размере зрачков. Этот метод позволял оценить степень удивления у младенцев. Анализ показал, что наибольшее удивление вызывало несоответствие действий первых двух персонажей и поведения третьего героя, который повторял их действия, но не был принят в их группу».

«Социальные нормы характеризуются не только тем, что люди подражают поведению окружающих, что свойственно многим видам животных, но и тем, что мы оцениваем, соблюдают ли другие установленные в группе правила. Эти правила могут регламентировать практически любое поведение, главное – чтобы оно демонстрировало принадлежность к определенной социальной группе. Примечательно, что младенцы осознают это еще до того, как смогут самостоятельно сформулировать и соблюдать подобные правила.

По мнению одного из авторов исследования, Морица Костера из Регенбургского университета, это может быть заложено в человеческой природе и являться базовым механизмом, своего рода социальным компасом, который помогает младенцам ориентироваться в социальном окружении и организовывать его с самого раннего возраста.