Вне зависимости от культурной принадлежности, музыкальные произведения пробуждают у людей схожие чувства, однако интерпретация этих эмоций может различаться.
Авторы статьи, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, выяснили, чтобы понять, какие эмоции вызывает музыка, исследователи из Калифорнийского университета в Беркли провели опрос более 2500 человек в США и Китае. В ходе исследования они зафиксировали реакцию участников на тысячи музыкальных композиций, охватывающих широкий спектр жанров — от хэви-метала до классической музыки эпохи барокко.
Анализ показал, что восприятие музыкальных произведений можно объяснить через 13 эмоциональных состояний: веселье, радость, эротизм, ощущение прекрасного, расслабление, грусть, мечтательность, торжественность, беспокойство, неуверенность, раздражение, протест и воодушевление.
«Представьте себе обширную и разнообразную музыкальную коллекцию, структурированную на основе эмоций и сложных сочетаний чувств, которые вызывает каждый трек. По сути, именно это было реализовано в нашем исследовании», — поясняет ведущий автор исследования Алан Коуэн. «Мы провели детальную фиксацию наиболее распространенных эмоций, передаваемых посредством музыкального языка», — добавляет старший автор исследования профессор Дахер Келтнер.
Помимо опроса, исследователи провели значительный объем работы. Используя добровольцев, команда проанализировала тысячи видеороликов с YouTube, чтобы создать обширную подборку музыкальных композиций различных жанров. После этого участники исследования из США и Китая оценили приблизительно 40 музыкальных фрагментов, основываясь на 28 категориях эмоций, а также по шкале позитивности-негатива и степени вовлеченности.
С помощью статистического анализа было определено 13 основных категорий чувств, которые оказались универсальными для обеих культур. Чтобы убедиться в корректности категоризации и соответствия оценок по шкалам, около 1000 участников прослушали более 300 музыкальных произведений, включая как западную музыку, так и традиционные китайские композиции.
Несмотря на то, что все участники исследования сообщали об одинаковых переживаниях при прослушивании одних и тех же музыкальных произведений (например, саундтрек к фильму «Челюсти» вызывал у всех страх), в оценке вызываемых эмоций, как положительных, так и отрицательных, были выявлены культурные различия.
Универсальными оказались и общие эмоциональные характеристики, такие как гнев, радость и возбуждение, однако восприятие уровня спокойствия или стимуляции, вызванных музыкальным произведением, зависит от культурного контекста.
Авторы отмечают, что, несмотря на возможность ассоциаций, вызванных предыдущим знакомством с музыкальными фрагментами (например, услышанными в триллере или романтической картине), использование традиционной китайской музыки для проверки подтверждает надежность методики и ее результатов.
На основе собранных данных ученые создали интерактивную аудиокарту, позволяющую прослушивать любые треки и сопоставлять свои эмоции с реакцией других людей из разных культур. Разработчики рассчитывают, что в дальнейшем результаты исследования можно будет применять в терапевтических целях, либо, в более практичном ключе, они помогут музыкальным стриминговым сервисам, таким как Spotify, улучшать алгоритмы подстраивания под настроение и предпочтения конкретного пользователя.
«Музыка – это универсальный язык, однако мы не всегда обращаем достаточно внимания на то, что она сообщает нам, и как её интерпретируют. Мы стремились предпринять важный первый шаг к пониманию того, как музыка способна вызывать столь разнообразные эмоции», — заключает Коуэн.