Новое исследование указывает на то, что учёные могут использовать юмор для большей открытости и доверия аудитории.

В последнее время доверие к науке уменьшается, что связано с обеспокоенностью развитием искусственного интеллекта, как указывают американские учёные. статье для издания Journal of Science CommunicationРезультаты последнего опроса в США показали, что только 29% граждан полагают, что наука работает во благо общества. Данное число снизилось на 10% по сравнению с прошлым периодом.
Ученые-коммуникаторы пытаются понять, как учёным легче делиться знаниями и налаживать контакт с широкой публикой. Недавнее исследование показало, что добавление в «стоический профессионализм» доли позитивного юмора может помочь в этом.
Учёные провели эксперимент: разместили в социальной сети X четыре варианта карикатуры на одну тему — автомобили с автопилотом и распространение искусственного интеллекта. Первый вариант описал взаимодействие беспилотных машин без юмора. Второй вариант — лёгкой добродушной сатирой. В третьем использовали шутливый прием антропоморфизма, наделив авто человеческими чертами. Четвёртый вариант объединил оба способа.

Четыре публикации были созданы от лица вымышленного учёного с именем доктор Джейми Девон. 2212 пользователей просмотрели изображения, после чего их попросили принять участие в онлайн-опросе. Участники не подозревали о проведении эксперимента. Их спрашивали о том, нравится ли им тот или иной пост, насколько они симпатизируют автору, доверяют полученной информации и считают допустимым такой способ научной коммуникации.
Комбинированный подход, сочетающий сатиру и антропоморфизм, оказался наиболее успешным. Положительные эмоции, вызываемые публикацией, повысили доверие к автору и его сообщениям. Исследователи подчеркнули важность доброжелательного тона: резкая сатира может вызвать обратный эффект — агрессию.